На днях профильное министерство презентовало стратегию социально-экономического развития сельских территорий «Родное село». Основными положениями данного документа являются развитие кооперации на селе, а также решение комплекса инфраструктурных проблем сельских районов. Однако механизм реализации стратегии пока так и не представлен.
По мнению министра аграрной политики и продовольствия Украины Николая Присяжнюка, программа поможет остановить тенденцию упадка на селе, наладить сотрудничество государства с сельской общиной и дать возможность мелким и средним сельским производителям прибыльно продавать свою продукцию на рынке. Кроме того, сельхозпроизводитель станет активным участником экономического процесса, потому что именно в частном секторе сосредоточен значительный пищевой резерв. Так, в прошлом году в частных хозяйствах произвели 80% молока, 47% мяса, 99% картофеля, а кроме того, в таких хозяйствах содержится 77% коров, 56% свиней и 47% птицы. «Это тот резерв, который мы должны использовать», – сказал Н. Присяжнюк.
Основным принципом инициативы «Родное село» является сельскохозяйственная кооперация.
«Проект предусматривает перенесение фокуса государственной поддержки на среднего товарного и мелкотоварного производителя, на того, кто является основой продовольственной безопасности страны», – сообщил во время презентации министр. Кооперативы также помогут включить выработанную фермерскими и крестьянскими хозяйствами продукцию в маркетинговую цепь, повысить добавленную стоимость сельскохозяйственной продукции, а также улучшить ее качество и безопасность. По словам министра, государство будет поддерживать именно средний класс на селе.
Не согласиться с озвученными министром целями и задачами сложно. Главный вопрос – каким образом они будут реализовываться. А на него ответ пока не найден. Механизм реализации новой стратегии еще находится в разработке. Газета «Жизнь» со своей стороны решила найти ответ, но не в чиновничьих кабинетах, а ближе к земле, у сельхозпроизводителей.
По словам председателя сельхозпредприятия «Берестагро» Артемовского района Виталия Колесниченко, идея кооперации на селе не нова и, в конечном счете, может быть жизнеспособна и приносить положительные результаты, при условии, что будет доведена до логического завершения.
«У нас в области сейчас действует три сельхозобслуживающих кооператива. Один из них наш. В рамках программы господдержки мы на основах совместного финансирования (собственных и государственных средств) приобрели молоковоз, механизированные доильные аппараты. Однако до получения мобильного пункта приема молока с охладителем и экспресс-анализом, необходимых для того, чтобы замкнуть этот цикл, дело так и не дошло.
Что касается дотаций, существующих сейчас на поголовье КРС, то их крайне сложно получить, поскольку непросто предоставить справку о том, что для увеличения поголовья коров используется племенной бык. Его цена со всеми документами неподъемна для селян. Вот если бы племенной производитель был частью господдержки кооперативов, то это значительно улучшило бы ситуацию. Повысилось бы качество поголовья, увеличились надои и содержание коровы стало бы более рентабельным», – делится соображениями сельхозпроизводитель.
Между тем если первая часть стратегии еще может заработать при условии, что государство заложит необходимое финансирование и выработает эффективные механизмы распределения этих средств, то со второй – инфраструктурной частью, будет гораздо сложнее.
Развитие да и просто восстановление инфраструктуры в селах требует значительных инвестиций. Причем, по примеру советских колхозов, повесить дороги, клубы, школы, водо- и газоводы на частные кооперативы уже не удастся. Следовательно, нужно искать инвесторов. Как отмечают сельхозпроизводители области и депутаты сельсоветов, для стабилизации ситуации есть несколько источников. Прежде всего – это стабильно работающие производства, выплачивающие зарплату и пополняющие местные бюджеты. Уже сейчас такие предприятия в Донецкой области берут на себя ряд социальных обязательств. Например, снабжают школы и детсады бесплатно молоком, крупами, транспортом, оказывают поддержку в реализации мини-проектов местного развития (строительство детских площадок, ремонт клубов, спортзалов) совместно с громадой и средствами спонсоров или областного бюджета.
Спорить с необходимостью развивать на селе кооперацию и улучшать инфраструктуру никто не будет. Однако в правительственной стратегии явно не хватает действенных механизмов по реализации этих целей.
«Для тех же кооперативов сельсовет выделяет земли под пастбища и может устанавливать на них арендную плату от 3% до 12%. В этом случае есть возможность прийти к соглашению и предоставить сельхозпроизводителю более низкую ставку налога, при условии заключения социального контракта, в рамках которого он берет на себя обязательство реализовать тот или иной проект на территории села», – отмечает Виталий Колесниченко. Однако крупные инфраструктурные проекты есть возможность реализовывать только в рамках областных или государственных программ. Альтернативой может быть разве что согласование отведения земель для карьерной разработки или создания промышленного предприятия. В таком случае инвестиции в село при грамотном подходе к переговорам с инвестором могут быть более серьезными.
Как бы там ни было, но цели, озвученные в стратегии, – это лишь первый шаг. Теперь необходимо понять, как государство будет их достигать.
Леонид НИКОЛАЕНКО