Из-за блокады Донбасса Украина переплачивает в валюте за уголь в 1,5-2 раза, – эксперт
По подсчетам Нацбанка, убытки от блокады торговли с неподконтрольными территориями за 2017 год составили 1,8 млрд долл., 0,5 млрд – прогноз на 2018 год. О том, почему блокада обходится Украине в такие суммы, рассказал советник при дирекции Института стратегических исследований Алексей Полтораков.
По его словам, это только часть проблемы. «Стоит также указать вынужденную переплату за внешний уголь по формуле Роттердам+, политические риски, рейтинги Украины как ненадежного партнера, который плохо контролирует каналы своих коммуникаций. Следует также учитывать фактор того, что из-за якобы прекращения поставок угля усилилась проблема контрабанды», – говорит эксперт.
Он считает, что в период зимы проблема блокады – это, прежде всего, проблема угля, проблема того, как мы переживем этот отопительный сезон. «Если в прошлом году мы его пережили на грани фола, то хочется верить, что в этом году мы учтем ошибки. Например, будем мерять формулой Роттердам+ внутреннеукраинский уголь так называемой газовой марки, чтобы стимулировать всю систему угольно-энергетического комплекса», – рассказывает Полтораков.
Эксперт отмечает, что это нужно, чтобы мы переориентировались с необходимости закупать внешний уголь – южноафриканский или американский. По его словам, парадокс в том, что, по официальным данным за 2016 – начало 2017 года больше 2/3 угля – это российский уголь. «Также есть риски, что под видом российского угля мы будем покупать тот же самый донбасский уголь, но не за гривны, а за валюту. Все это – непрямые потери, переплаты, недополученная прибыль, вынужденные валютные затраты. За январь-февраль 2017 года валютные переплаты по углю зашкалили за 50%. Фактически мы из-за блокады переплачиваем в валюте за уголь в 1,5, если не в 2 раза», – говорит Полтораков. При этом, если говорить о цифрах Нацбанка, то уголь не подсчитан: Нацбанк как таковой углем не занимается. Он занимается подсчетом конкретных убытков, не просчитывает смежные убытки.
Если же говорить о репутационных потерях, то прошел почти год, и за это время они частично сгладились. «Экономика из яркого минуса как минимум вышла в ноль, более-менее выходит в плюс. Что мешает? Во-первых, то, что блокада и реакция на нее была политическим решением, а не экономически просчитанным. Во-вторых, мешает то, что процесс полноценной интеграции Украины в угольные рынки, переход на Роттердам+ на внутреннем рынке застрял на уровне Антимонопольного комитета», – считает эксперт.
При этом, по его мнению, если оценивать долгосрочную перспективу, то со временем потери будут уменьшаться. «Однако при условии, что мы будем что-то делать. Ключевые потери – это та самая пресловутая угольная сфера, на которой замкнута «оборонка». Если мы оптимизируем свою внутреннюю систему, в среднесрочной перспективе мы можем серьезно усилить свою энергетическую безопасность», – подытожил Полтораков.
Донецкие Новости