Вывод экономики из тени. Нужно ли?
Для экономического подъёма необходимо снижение налогового давления на бизнес. Но при этом существует риск уменьшения бюджетных поступлений. Можно ли решить эту дилемму и с помощью каких рычагов?
По данным Минэкономразвития, на конец 2015 в «тени» находилось около 42 % экономики, а в гривнёвом выражении — около триллиона. Это очень много как для страны, стремящейся попасть в ЕС или хотя бы приблизиться к его стандартам.
Не будем идеализировать европейцев: теневая экономика есть и у них, но её размеры не такие критические. Конечно, ЕС весьма неоднороден по составу экономик: где-то этот показатель больше, где-то меньше, в среднем же он составляет около 19 % от ВВП.
Такой большой разрыв в показателях «тенизации» объясняется разным уровнем налогового давления и администрирования у нас и в ЕС. По данным так полюбившегося правительству рейтинга Doing Business, наша страна занимает 107-ю строчку из 189 по индексу налогообложения. И это вполне объяснимо, если учесть, что для уплаты налогов в Украине необходимо потратить около 300 часов, а в странах со стабильной экономикой — наполовину меньше. Да и сравнение общих ставок налогообложения (даже с учётом налоговых новшеств) у нас и в Европейских странах явно будет не в нашу пользу.
Поэтому для развития бизнеса и вывода его из тени альтернативы уменьшения налоговой нагрузки нет, и это поняли и власти, затеяв изменения в Налоговый кодекс. Но при этом появляется новая проблема — снижение доходности госбюджета. А в нашей социально-политической ситуации проведение реформ с параллельным уменьшением соцстандартов — первый повод к социальному взрыву. Получается своего рода замкнутый круг, выйти из которого удастся, лишь найдя действенные варианты компенсации бюджетных потерь от уменьшения доходов. Они понадобятся на ближайшие несколько лет, пока экономика не восстановится и не начнёт показывать рост.
Очевидно, что уменьшать налоговую нагрузку необходимо одновременно с применением действенных способов вывода части экономики из тени.
По мнению экспертов, восполнить бюджетный дефицит возможно, используя новые технологические решения по контролю над бизнесом. Для этого следует использовать методы, которые уже зарекомендовали себя в других странах, — в частности системы косвенного контроля. Это подразумевает оценку рисков специальной программой, обнаруживающей несоответствие данных, предоставленных субъектами хозяйствования.
Также возможно применение системы фискального электронного контроля, которая предусматривает обязательную установку субъектами хозяйствования специальных устройств по считыванию и анализу данных.
Безусловно, ломка существующих схем ухода от налогов будет благоприятствовать развитию здоровой конкуренции на рынке.
Внедрение указанных систем контроля и уменьшения налоговой нагрузки кажется наиболее оптимальным вариантом, позволяющим проведение необходимых реформ без уменьшения и так низких соцстандартов.
Но существует реальная опасность, что в пылу детенизации правительство и фискальные органы могут, что называется, наломать дров. Как видно из статистики Минэкономразвития, сегодня с помощью теневых схем создаётся почти половина ВВП Украины. Получается, если начать рьяно бороться с «тенью», не предложив никакой разумной альтернативы, можно вообще ничего не получить и потерять саму возможность легализовать теневые потоки.
То есть, если власть будет осуществлять детенизацию только лишь с помощью силовых методов, это повлечёт негативные последствия. Результатом может стать массовый вывод бизнеса из Украины или его закрытие.
Ну и следует учесть, что бизнес намного быстрее, чем госорганы, реагирует на изменение ситуации. При нынешней поголовной информатизации и уходе многих финансовых инструментов в «сеть» бизнес наверняка достаточно быстро найдёт новые механизмы уклонения от налогов и административного воздействия государства.
Источник: zavarnik