Несмотря на то, что в беседе с представителями ЕС в начале сентября премьер-министр Николай Азаров отрапортовал, что текст соглашения уже давно доступен широкой украинской общественности, профессионально, а главное беспристрастно его проанализировать пока не удосужился ни один из экспертов. К тому же многое из того, от чего будет зависеть развитие событий, содержится не в самом тексте документа, а в различных директивах ЕС, на которые ссылаются в Соглашении. Опять же, защитные меры и переходные периоды, которые необходимы нашему рынку, чтобы выдержать конкуренцию с европейскими товаропроизводителями, до конца, похоже, еще неясны даже членам правительства. По крайней мере, такой вывод можно было сделать из поручения главы правительства активизировать кампанию «информирования ведущих национальных компаний, отраслевых ассоциаций товаропроизводителей о преимуществах и возможностях углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС», дабы обсудить «защитные меры и переходные периоды, предусмотренные с целью минимизации возможных негативных последствий для отечественных производителей».
Что уж говорить о простых украинцах, которые находятся в плену полярных стереотипов, говорящих о том, что Ассоциация с ЕС и зона свободной торговли – это крах отечественной экономики или, наоборот, европейские зарплаты, товары, ценности и безвизовый въезд.
Как это обычно бывает, истина где-то посередине. Попробуем проанализировать тот минимум информации, который имеется в свободном доступе.
Не все сразу
Прежде всего, необходимо уяснить, что на самом деле для населения Украины в ноябре 2013 года резко ничего не изменится. С подписанием договора об Ассоциации не начнется светлое европейское будущее и в то же время не рухнут привычные устои. Во-первых, сам факт подписания документа, если таковое состоится, еще потребует ратификации его в парламентах стран Евросоюза. Хотя уже сейчас в ЕС ведутся разговоры о придании данному документу особого статуса, чтобы его положения можно было начать реализовывать с момента подписания.
Что касается зоны свободной торговли, которая является частью сближения Украины с европейской семьей, то и она полностью заработает не ранее чем лет через 10. «После подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС наступит переходный период, в течение которого будут постепенно вводиться определенные положения о зоне свободной торговли», – сказал глава правительства Николай Азаров. Он отметил, что не все нормы с Евросоюзом будут выполнены сразу: «Мы сами к этому не готовы и просили об отсрочке некоторых положений».
Для населения Украины в ноябре 2013 года резко ничего не изменится. С подписанием договора об Ассоциации не начнется с декабря светлое европейское будущее и в то же время не рухнут привычные устои.
Ну и, наконец, свободного въезда в Европу, а тем более в Шенгенскую зону украинцам ожидать здесь и сейчас после ноября также не стоит. Безвизовый въезд оговаривается отдельным планом мероприятий, по которому Украина уже работает несколько лет, пока, правда, без особых прорывов. Так что взять паспорт и прогуляться в Рим или хотя бы в Варшаву все же не удастся.
Чего опасаться
Очевидные преимущества открытого рынка или зоны свободной торговли – отсутствие пошлин как на экспорт нашей продукции туда, так и на импорт их товаров к нам. Однако здесь же кроется и главная опасность первого этапа интеграции. Многие наши предприятия просто могут не выдержать конкуренции. Европа отличается более высокой производительностью труда, технологичностью производства, что позволяет их товаропроизводителям конкурировать с нашими, несмотря на их более высокий уровень зарплат. Кроме того, сделав шаг навстречу ЕС, мы возьмем на себя обязательства придерживаться принятых там стандартов производства того же мяса, молока, пищевых продуктов. Это, с одной стороны, повлечет необходимость значительных вложений со стороны собственников, которые сочтут возможным сохранить производство. В то же время бизнес выступает за продолжение сотрудничества с ЕС. «У нас не может быть таких групп, которые не поддерживают евроинтеграцию. Чем сильнее будет конкуренция, тем лучше будут развиваться украинские предприятия, так как конкуренция порождает качество. В Украине есть предприятия с современной техникой, с роботами, которых нет больше нигде в мире. Потому нам нечего бояться европейских конкурентов», – уверяет народный депутат Украины Борис Колесников.
Хотя это относится далеко не ко всем отраслям. Что уж говорить об экологических стандартах, с которыми придется иметь дело нашим металлургам. Все эти факторы автоматически будут служить серьезными препятствиями для продвижения наших товаров на европейский рынок. Как результат, возможно, увеличение уровня безработицы и сокращение нерентабельных дотируемых производств, таких как украинская угледобыча.
Отчасти данную проблему должна помочь решить финансовая помощь от ЕС. В принятой на днях Европарламентом резолюции есть запись о запуске финансовой помощи для Украины. Речь идет о замороженных займах или субвенции из Брюсселя и Европейского инвестиционного банка. Из разных источников Киев может получить в общей сложности более 1 млрд. евро уже в следующем году. В целом финансирование может исчисляться десятками миллиардов евро, однако в долгосрочной перспективе. Направляться эти деньги могут как на институциональные реформы, вроде местного самоуправления, судебной системы, админреформы, так и на переобучение потенциальных безработных. Однако тут все зависит от ежегодных договоренностей между ЕС и Украиной.
Чего ожидать
Очевидные преимущества открытого рынка или зоны свободной торговли – отсутствие пошлин как на экспорт нашей продукции туда, так и на импорт их товаров к нам. У Европы мы покупаем многое: еду, бытовую химию, технику, автомобили и цветы. Только в прошлом году молока и кисломолочных продуктов в ЕС мы закупили на $26 млн. Поставляют нам европейскую рыбу (замороженную и в консервах: лосось, форель, креветки, раки, камбалу, палтус), сыры (с плесенью, «фету», «пармезан», «голландский»), грибы (польские шампиньоны), фасоль и шпинат (бельгийские и польские), виноград, персики и сливы (греческие, итальянские и испанские), детское питание. Пользуются спросом европейские порошки, гели для душа, средства по уходу за телом. Много Украина закупает и бытовой техники: кондиционеров (в 2012-м ввезли в Украину на $35 млн.), холодильников (на $189 млн.), стиральных машин (на $46 млн.). Отдают предпочтение украинцы и европейским автомобилям: в 2012-м в Украину ввезли более 113 млн. машин почти на $1,6 млрд. (в основном из Германии, Англии, Польши и Франции). Много ввозится европейских лекарств: в прошлом году медикаментов мы закупили на $2 млрд.
По словам экспертов, после создания ЗСТ подешевеют: автомобили и бытовая техника (минимум на 10%), лекарства (5-10%), продукты питания (в том числе и детского) – тоже на 3-5%. «Снижение цен произойдет за счет обнуления ввозных пошлин», – пояснил исполнительный директор международного фонда Блейзера Олег Устенко. «С автомобилями есть еще один нюанс. Если европроизводители будут утилизировать свои авто в Украине (построят у нас заводы или возьмут мощности в аренду. – Прим. авт.), они подешевеют на 20%, если им придется платить утилизационный сбор – машины упадут в цене в среднем на 10% (размер ввозных пошлин)», – отмечает директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Могут отменить и спецпошлины на импортные авто, которые ввели 15 апреля – это не так давно пообещал европейцам глава нашего МИД Леонид Кожара, но вопрос пока обсуждается.
Однако все это только примерные расчеты, которые могут оправдаться или же нет в зависимости от того, что будет прописано в конечном тексте договора об Ассоциации, который сегодня будет рассматривать Кабмин.
Максим СТРЕЛЕЦКИЙ