Не вдаваясь в подробности
Национальный банк Украины решил наконец внести ясность в процесс идентификации клиентов банков. Оказалось, что для того чтобы финансовое учреждение убедилось в достаточном уровне вашей благонадежности и отсутствии террористических наклонностей, достаточно паспортных данных и идентификационного кода. Остальное все – сугубо добровольно.
Газета «Жизнь» уже писала об этой проблеме и обращала на нее внимание регионального отделения НБУ. Несколько запоздалое появление официального комментария наконец дало ответы на большинство вопросов. Дабы сделать общение между банками и нашими читателями, еще не подвергнувшимися «глубинному» анкетированию, более аргументированным, приводим основные тезисы столь актуального разъяснения.
Из письма регулятора №48-104/2256-13461 следует, что в обязательном порядке клиенты должны раскрывать банкам только информацию, установленную законом. Отметим, что статья 9 Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» требует от физических лиц раскрытия лишь паспортных данных и идентификационного кода. То есть тех данных, которые банк и так всегда получал от клиента.
Для того чтобы банк убедился в достаточном уровне вашей благонадежности и отсутствии террористических наклонностей, достаточно паспортных данных и идентификационного кода.
Центробанк был вынужден подготовить это разъяснение в связи с жалобами клиентов на банкиров, потребовавших от клиентов предоставления данных о доходах семьи, о наличии среди родственников клиента работников или основателей банка, о семейном положении, наличии автомобиля. «Если банк считает необходимым получить дополнительные данные, не предусмотренные законодательством, он должен определить перечень документов и сведений, определить условия их предоставления в договоре с клиентом или опроснике»,— указывается в письме. В частности, НБУ не считает важным для банков иметь информацию о движимом и недвижимом имуществе клиентов, которые получают через банк зарплату, пенсию, стипендию или социальную помощь, имеют депозиты на небольшие суммы и не пополняют свои счета из других источников на сумму больше 150 тысяч гривен за квартал.
Банки просят клиентов добровольно сообщить о себе личную информацию. При этом отказ клиента от ее предоставления не может стать причиной отказа банка от обслуживания.
Раздел III постановления НБУ №22 обязывает банки присвоить высокий уровень риска лишь клиентам, связанным с терроризмом, являющимся публичными деятелями или связанным с ними, а также проживающим в странах, которые не выполняют рекомендации FATF. В остальных случаях банки могут принять внутренний документ с дополнительными критериями риска и просить клиентов добровольно сообщить о себе личную информацию. При этом отказ клиента от ее предоставления не может стать причиной отказа банка от его обслуживания. НБУ будет «предоставлять должную оценку фактам отказа банков».
Банки с самого начала не были заинтересованы в сборе информации, поэтому разъяснения НБУ облегчат им работу. «Это положительно оценят клиенты банков, которые в силу различных причин не хотели предоставлять определенную информацию. Да и кредитным учреждениям станет проще работать с такими клиентами, поскольку разъяснения НБУ избавят их от конфликтных ситуаций»,— считает казначей банка «Национальный кредит» Василий Невмержицкий.
Впрочем, есть другие способы получить дополнительную информацию о клиенте. Например, вам могут просто не сообщить, что большинство пунктов в анкете являются с точки зрения законодательства лишними. Есть и другой вариант, когда клиент сам соглашается на предоставление более детальной информации, поставив свою подпись под кредитным или депозитным договором.
Клиентам, все же рискнувшим заполнить анкету, стоит помнить об уголовной ответственности за предоставление ложной информации банкам, введенной с 16 октября. «Прочерк в анкете (об отсутствии активов у клиента) нельзя трактовать как предоставление ложной информации, но если действительно будут указаны неправдивые данные, то клиента могут привлечь к уголовной ответственности», — отмечают юристы.
Подача банку неправдивой информации влечет за собой штраф на сумму от 500 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (8,5 тысячи – 17 тысяч гривен) или ограничение свободы до трех лет.
Леонид НИКОЛАЕНКО