По мнению ряда аналитиков, сегодня мировой рынок металлопроката находится под давлением избытка мощностей. Потому в ближайшие годы те мощности, для которых характерны наиболее высокие показатели себестоимости производства, могут быть закрыты.
Отражение ситуации в мире
Донецкий электрометаллургический завод, похоже, снова ищет нового хозяина. По сообщениям, появившимся в СМИ, российская металлургическая группа «Мечел» занята поиском покупателей этого донецкого предприятия. Напомним, что в конце 2012 года на заводе приостановлено производство по причине неблагоприятной ситуацией на рынке сырья и продукции. В августе 2013 года в холдинге заявили, что подписали с Вадимом Варшавским договор о его продаже за символические 2 тыс. евро при условии, что бизнесмен вернет долг в размере “до $81 млн. в зависимости от срока погашения”.
Закрыть сделку планировалось до конца 2013 года, и покупатель, получивший операционный контроль над заводом, возобновил производство в конце сентября. Но в итоге он не смог найти средства для расчетов и обеспечения завода оборотным капиталом. Как результат – с 16 января нынешнего года ДЭМЗ остановлен. Профильные эксперты считают, что найти реального хозяина для предприятия в условиях затоваривания отечественного рынка будет непросто. И, похоже, нынешняя проблема с донецким заводом частично отражает ситуацию в металлургии во всем мире.
Под давлением избытка металла
Отечественный горно-металлургический комплекс (ГМК) сбывает на внутреннем рынке лишь 20% собственной продукции, а остальные 80% – экспортирует, что, во-первых, делает как саму отрасль, так и всю украинскую экономику в целом крайне зависимой от перепадов конъюнктуры внешних рынков, а во-вторых, предполагает повышенные требования к конкурентоспособности ее продукции. В Европе украинским металлургам приходится бороться за потребителя со сталеварами Германии, Франции, Италии, Нидерландов и Словакии, а в других регионах – с компаниями Японии, Южной Кореи, Индии и, конечно, Китая. Впрочем, как ни парадоксально, значительную часть собственной металлопродукции Украина реализует именно в Китае, а также на традиционных для нее рынках Ближнего и Среднего Востока и, наконец, в некоторых странах Африки и Латинской Америки.
Между тем с начала глобального кризиса спрос на сталь в Европе уменьшился на 27%. Наряду с этим Китай, который в настоящее время производит половину общемирового объема металлопродукции, теперь импортирует только ее отдельные виды и продолжает наращивать объемы экспорта. Что в нынешнем году привело к очередному снижению спроса и цен на сталь во всем мире. И, как считают эксперты, в обозримом будущем металлурги Китая и Индии не только окончательно вытеснят импортную металлопродукцию с собственных рынков, но и существенно увеличат объемы реализации в странах Ближнего Востока и Индокитая. То есть возможностей для продажи украинского металла на этих рынках по мировым ценам действительно может не остаться.
По мнению аналитика ИК Concord Capital Романа Тополюка, сегодня мировой рынок металлопроката находится под давлением избытка мощностей. «Грубо говоря, сейчас каждое пятое металлургическое предприятие в мире – лишнее. Поэтому в ближайшие годы те мощности, для которых характерны наиболее высокие показатели себестоимости производства, будут закрыты», – отмечает он.
Считаем до четырех
С таким высказыванием согласны и донецкие ученые. Как сказал в комментарии «Жизни» заведующий кафедрой «Международная экономика» Донецкого национального университета Юрий Макогон, с учетом того, что на мировом рынке металла стало тесно, не исключено, что еще какое-то из предприятий региона может быть выставлено на продажу или закрыто. Объясняется это тем, что, к примеру, в Краматорске, Константиновке есть старые заводы с выработанными ресурсами. Потому не исключено, что в перспективе перечень действующих метпредприятий Донецкой области будет сведен к четырем: двум – в Мариуполе, по одному – в Енакиеве и Донецке.
Наряду с этим все чаще звучат высказывания о том, что в условиях сужения рынков сбыта, осложненного неблагоприятной конъюнктурой, единственной ставкой украинской металлургии мог бы стать конкурентоспособный продукт. Однако пока возможности для его производства у отечественных компаний, мягко говоря, крайне ограничены. Так, на сегодня степень износа основных фондов в среднем по отрасли составляет примерно 65%. Как следствие – для выплавки 1 тонны стали в Украине необходимо затратить 52,8 человеко-часа, тогда как в России – 38,1, а в Германии — 16,8.
Неконкурентная реальность
К тому же общий объем затрат топливно-энергетических ресурсов при производстве чугуна, стали и проката на отечественных предприятиях примерно на 30% больше, чем на предприятиях стран Евросоюза, а также Индии и Китая. В частности, энергоемкость выплавки 1 тонны украинской стали в Украине составляет 840 кг условного топлива, а в Евросоюзе – 450 кг, что почти в два раза меньше. В целом в структуре себестоимости украинского производства металлопроката доля энергозатрат достигает 50%, тогда как в развитых странах данный показатель не превышает 20%.
Между тем так же, как коренная модернизация, которая улучшила бы положение украинской металлургии на внешних рынках, или масштабное обновление инфраструктуры, которое распахнуло бы для нее двери внутреннего рынка, подобные мероприятия требуют капитальных инвестиций. Например, во Франции в течение 10 лет производственные мощности в металлургии были уменьшены с 30 млн. до 16 млн. тонн в год, а количество работающих — с 200 тыс. до 50 тыс., на что государство тратило около $3 млрд. ежегодно. Одним словом, вне зависимости от того, какими будут ставки Украины в ее внешнеэкономической деятельности, без внутренних преобразований в ключевых сегментах экономики ей не обойтись.
В тему
За 2013 год, по данным облстата, в регионе выплавлено 12,9 млн. тонн чугуна, что больше на 4,6%, чем в 2012 году. При этом производство стали уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 4,4%. В меньшей степени сократилась непрерывная разливка стали – на 0,6%, и составила 9,7 млн. тонн, или 73% общего объема годовой выплавки стали. Готового проката в 2013 году произведено 7,5 млн. тонн, что меньше, чем в предыдущем году на 6,4%, в том числе производство листового проката сократилось на 7%, сортового – на 5,1%.
Наталья ПИЛИПЕНКО