Добрый зимний праздник
Православные верующие в эту субботу отметят один из главных церковных праздников – Рождество Христово.
Родившегося Спасителя 7 января славят не только верующие Русской, Украинской, Белорусской православных церквей, но и Сербская, Грузинская и Иерусалимская церкви, которые также живут по юлианскому календарю. Одно из центральных богослужений состоится в Вифлееме - в базилике, построенной над сводами пещеры Рождества Христова.
С этого дня и вплоть до праздника Крещения Господня (19 января) у православных верующих будут продолжаться святки - святые и радостные дни, когда люди отмечают рождение Спасителя.
Традиция многодневных святок восходит к практике древней церкви, когда Рождество и Крещение отмечались вместе как одно событие Богоявления.
По мнению историков, сама дата празднования Рождества принята с некоторой долей условности, поскольку во времена Христа в Иудее действовал лунный календарь, который зачастую сложно в точности сопоставить с солнечным летосчислением. Тем не менее именно этот день освящен церковной традицией, насчитывающей около двух тысяч лет.
Развлекательная программа
В Донецке праздничная рождественская программа 7 января начнется в 11.00 на площади Ленина, где пройдут театрализованные игры для детей «Веселі колядки». В 16.00 празднование продолжится концертно-игровой программой «Україна Різдвяна», через час начнется концертная программа «Вертеп пісенний», а в 18.00 – танцевально-развлекательная программа «Музичний Дід-Ух».
6, 7 и 8 января в 7.00 в храмах Донецкой области пройдет Божественная литургия святого Василия Великого, а 6 января в 16.00 – вечернее богослужение.
Параллельная программа будет проходить в парке Щербакова. В 11.00 и 13.00 6 и 7 января там начнутся рождественские театрализованные игровые программы для детей «Різдвяні забави», в 16.00 стартует концертно-игровая программа «Веселі кожушки», в 17.00 – театрализованная программа «Добрий вечір, щедрий вечір», а через час – танцевально-развлекательная программа «Над вертепом зірка ясна».
7 января в 12.30 и 8-го в 10.00 в областном театре кукол будет показана постановка по библейским мотивам «Дорога в Вифлеем».
Церковная составляющая
6, 7 и 8 января в 7.00 в храмах Донецкой области пройдет Божественная литургия святого Василия Великого, а 6 января в 16.00 – вечернее богослужение.
7 января в Спасо-Преображенском кафедральном и Свято-Николаевском архиерейском соборах на Рождество будет совершено по три праздничные службы (в полночь, в 6.30 и в 9.00). В Спасо-Преображенском соборе позднюю литургию возглавит митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. В этот день свой престольный праздник отметит храм в честь Рождества Христова, построенный в Донецке в 2000 году (ул. Кобозева, 7).
В 12.00 7 января в центре славянской культуры (ул. Куйбышева, 67, площадь ДК металлургов) состоится рождественский семейный праздник. В программе: благотворительная рождественская ярмарка, игровая программа для детей и взрослых, зимние забавы, викторина, праздничная торговля.
8 января в 12.30 в центре славянской культуры состоится праздничное рождественское мероприятие с участием владыки Илариона.
По мнению историков, сама дата празднования Рождества принята с некоторой долей условности, поскольку во времена Христа в Иудее действовал лунный календарь, который зачастую сложно в точности сопоставить с солнечным летосчислением.
Экскурс в историю
– Рождество пришло к нам вместе с христианством в X веке и, как это произошло и с другими религиозными праздниками, очень быстро слилось с языческими обрядами – святочными. Святки – это серия празднеств, тесно связанных с духами предков. Поэтому были распространены святочные гадания, – рассказал Сергей Кирджали, культуролог, искусствовед. – Считалось, что в эти дни (святки продолжались до самого Крещения) предки особенно милостивы к людям. Но чтобы умилостивить их еще больше, готовили кутью и ставили в такие места, которые, как считалось, посещают духи. С распространением христианства кутью стали ставить на сено, в память о рождении Иисуса в яслях.
По словам культуролога, с духами связаны также и ряженые, которые изображали духов. Обязательно надо было надеть одежду изнанкой наружу, непременным атрибутом являлась маска – так должны были выглядеть духи из мира мертвых, где все наоборот.
Именно Рождество было самым любимым зимним праздником в России вплоть до образования СССР. В атеистическом Советском Союзе Рождество уступило место Новому году, и многие обряды были забыты. Сейчас Рождество возродилось, но уже как строго церковный праздник.