Чтобы поднять уровень жизни до европейского, нужны большие деньги. Парадокс в том, что именно наша разваленная экономика может принести огромные прибыли тем, кто начнёт её реальное восстановление. И это не обязательно должно быть государство; его задача — создать условия для бизнеса и инвесторов.
Инвестиции в разруху
Кто хоть раз бывал в Европе, наверняка помнит свои ощущения после пересечения границы в обратную сторону. В глаза бросаются раздолбанные дороги, ржавые ограждения и кучи мусора на обочинах. В большинстве регионов, особенно в так называемой глубинке, пасущаяся посреди стадиона коза — типичная картина. Кажется, что выхода из этого состояния, продолжающегося уже 25 лет, просто не существует.Но иностранцы, приезжая к нам, указывают на возможности, которые они видят в нашей разрухе. Ведь любая разруха требует вложений, которые со временем начнут генерировать инвестору прибыль. Во всём мире вложения в разваленную инфраструктуру, коммуналку, транспорт считаются редкой возможностью обеспечить себя долговременным и стабильным доходом.
Нельзя сказать, что украинский бизнес этого не видит и не понимает своей выгоды. Но сразу возникает вопрос: где гарантия, что тебя не «кинет» родное государство? Таких гарантий, увы, на сегодня не существует. Надежда только на себя да ещё на «дядю», который захочет заработать на наших проблемах.
Как известно, не последнюю роль в выборе страны — получателя инвестиций играют геополитические соображения доноров. Это хорошо видно на примерах Израиля, Японии, Германии и других стран, получивших в послевоенный период мощный импульс для экономики из-за противостояния военных боков. Сейчас этот фактор работает и при расширении зоны ЕС.
Как раз с этим у Украины всё в порядке. Являясь по сути буферной зоной между Западом и Россией, страна имеет хорошие стартовые возможности для инвестирования. Но всё же главным условием инвестиционной привлекательности является, помимо самого объекта, ещё и вера в его будущее.
Чего от нас ждут?
Для вложения средств бизнесу необходимо понимание, как будет происходить заход средств, как они будут работать, как будет выводиться прибыль. Ответы на эти вопросы может дать соответствующее законодательное поле. Правила должны быть понятными и неизменными, а любые перемены — предсказуемыми. К сожалению, сейчас ни у кого в Украине нет представления, какими эти правила будут уже завтра. А неопределённость всегда настораживает, особенно когда нет никаких гарантий отстоять свою правоту в суде. Если, потеряв деньги, инвестор не сможет их вернуть в судебном порядке, второй раз он уже никогда не вложится в эту страну, утверждает инвестсоветник Deloitte в Украине Грегори Фишман.
Серьёзным препятствием является коррупционный риск, который обнаруживается уже в админдавлении на бизнес через лицензирование, возврат НДС, ограничения на вывод прибыли. Об этом хорошо знают не только украинские бизнесмены, но и иностранцы, что их и отталкивает от инвестирования.
Наконец, не стоит сбрасывать со счетов то, что любая страна для инвестора является своеобразным товаром, за который он готов отдать свои деньги. То есть инвестору нужна вера в будущее страны.
В то же время указанные факторы сами по себе не могут иметь кардинальное значение для восстановления экономики за счёт внешних и внутренних инвестиций. Чтобы те же транснациональные корпорации проявили долгосрочный интерес к Украине, мы должны иметь свою изюминку, ведь решение о вложении инвестиций в ту или иную страну принимается прежде всего исходя из сравнения предлагаемых условий. Дерегуляцией бизнеса и судебной реформой, которыми козыряют наши чиновники, уже никого не удивить, считает Валерий Фищук, региональный менеджер Cisco в Украине. Такие реформы давным-давно проведены в других странах, поэтому многое будет зависеть от того, насколько выгодные по сравнению с соседями условия сможет предложить инвесторам Украина.
На полпути к полуреформам
В качестве инструментария для прорыва в экономике, привлечения в Украину капитала правительство преподносит новый план действий на 220 страницах. Стоит отметить, что многое из этого уже озвучивалось предшественниками нынешнего премьера, но так и не было реализовано на деле.
По словам главы Кабмина, задачей номер один для него является повышение качества и стандартов жизни. Но повысить соцстандарты и зарплату невозможно без развития национальной экономики. Представленный план позволит развивать экономику и стабилизировать общую ситуацию. Он содержит конкретные задачи каждого министерства. Но дальше планов правительство двигаться не может, поскольку все они завязаны на получении долгожданного транша МВФ. А он, по прогнозам, поступит после принятия всех «законов МВФ» и не раньше июля-августа. Иными словами, в расчёт берутся только факторы внешней помощи, и это отнюдь не инвестиции; о внутренних ресурсах правительство вообще умалчивает.
Ряд экспертов сомневаются, что украинская экономика в течение этого года сможет подняться выше 2 %. Исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко прогнозирует её рост не более чем на 1,5 %. По его мнению, для более значительного подъёма необходимы глобальные изменения в виде отраслевых реформ. Также в Фонде считают, что откладывание транша и требования принять определённые законы свидетельствует о снижении доверия к Украине со стороны донора. По расчётам специалистов Фонда, на этот год Украине необходимы не менее $10 млрд и без внешних вливаний их взять негде.
Печально, что к подъёму экономики правительство не спешит привлекать украинский бизнес, имеющий огромный потенциал и нуждающийся в стабильном доходе. Консолидировавшись с частным бизнесом, государство вполне могло бы вывести экономику хотя бы до состояния стабилизации, тем более такое сотрудничество в Европе уже давно стало обыденным явлением.
Zavarnik