Мы можем сколько угодно козырять своими чернозёмами, но при виде ВВП страны «в разрезе» становится очевидно: Украине далеко до аграрной сверхдержавы. Основой нашей экономики была и остаётся металлургия. А она, как проржавевший локомотив, всё натужнее тянет пустеющие вагоны… Что или кто рвёт стоп-кран?
Исчезающие проценты
Первая строка в национальном экспорте этого года — чёрные металлы. И это даже с учётом падения поставок за рубеж с 4,3 млрд тонн до 3 с лишним млн тонн. Пятое место застолбило тяжёлое сырьё: руды, шлак и зола, — на сумму в $869 млн. А изделия из упомянутых чёрных металлов — на десятой строчке экспортного топа. На конец лета их продажи дали стране $317 млн. В целом локомотив тянет, но уже с заметной одышкой, ведь всё отнюдь не феерично: год начинался с прогнозов и ожиданий роста ВВП на 2 %. К слову, эти проценты были внесены в бюджет-2016. Однако уже в июне премьер Гройсман констатировал, что украинская экономика вырастет в 2016-м на 1,5 %, а внешние эксперты более пессимистично (ох уж эти реалисты из Fitch Ratings и Standard&Poor's!) давали прогноз от силы на 1 %.
Показатели ВЭД говорят о продолжении спада: за полгода экспорт всей страны уменьшился на $2,1 млрд в сравнении с тем же отрезком аналогичного периода прошлого года и составил $16,6 млрд. Пока же, рапортует Минстат, прирост ВВП к прошлогоднему временному аналогу составляет лишь полпроцента. Это ли не дно, если снизу вам постучали… Но запас-то прочности у экономики был? Куда он мог деться?
Не проели, так прокатали…
Основная ответственность за экспорт такого серьёзного груза, как руды и продукция металлургов, лежит на украинской железной дороге. Она, как бы помягче сказать, безальтернативный монополист для всего тяжмета. И работает, по мнению многих, неудовлетворительно. Железная дорога просто не способна обеспечить перевозку грузов для металлургии из-за дефицита вагонов и локомотивов, неэффективных закупок дизтоплива и запчастей. Констатирует это непосредственно «Укрзализныця», с намёком: надо бы повысить тарифы, ибо не хватает аргументов кредитующему Евробанку, чтобы с его помощью закупить ещё 3 тысячи вагонов.
Если вспомнить, все предыдущие повышения тарифов пояснялись именно необходимостью замены изношенного подвижного состава. Потом, правда, выяснилось, что результаты 30 %-ного повышения тарифов железнодорожники пустили на покупку валюты для погашения давних кредитов. Но следующие миллиарды гривен точно пойдут на подвижный состав! — обещают в администрации дороги. С оговоркой «если не изменится экономическая ситуация в стране»…
В сухом остатке: вагонов не хватает, тарифы растут — страдает вся ведущая отрасль страны…
Глава профильного парламентского комитета Виктор Галасюк подсчитал, что из-за недоработок в железнодорожной инфраструктуре (дефицит вагонов, перебои с горючим и прочее) страна теряет около $1,8 млрд в год только на горно-металлургическом комплексе. А ещё есть аграрии, химпром… И все они тоже пользуются железной дорогой!
В общем, можно даже не кивать на неэффективные реформы, если нет порядка в отдельно взятой транспортной сфере — и нет достаточной инициативы изнутри, чтобы его навести.
Борьба аппетитов
С опаской, но приходится анализировать общую ситуацию на рынке металла. Экспортный пирог украинских металлургов рос, но его поглощали расходы на внутренние перевозки. Летом все рынки ожили, даря надежду на стабилизацию. Средняя загрузка предприятий составила около 63 %. О весеннем буме цен и спроса на глобальную выплавку стали напоминали только всё также растущие показатели Индии, третьего игрока на мировом рынке металла.
На сегодня в мире металлургии остаётся внушительный профицит мощностей, особенно «давит на шею» Китай, где сосредоточено 400 млн избытка стальных изделий (на фоне 700 млн тонн мировых). В ближайшие пять лет «Поднебесная» рассчитывает сократить выплавку стали на 100 млн тонн, — не без участия Запада, который силится выбраться из-под китайской зависимости и оживить свои перегруженные предложением рынки.
Последнее изобретение вечных конкурентов: на саммите большой двадцатки страны-участницы задумали собрать Глобальный форум по стальным мощностям, чтобы найти способы оптимизировать рынок. Евросоюз в свою очередь здорово поумерил аппетиты Китая и России, повысив им антидемпинговые ставки. Принимаем это как справедливость при делении на всех рыночного пространства.
Произвести — не значит продать
Украине весенняя стабилизация международных рынков подарила прирост выплавки стали за 8 месяцев на 9,3 %, если сравнивать с 2015-м. Это в среднем, поскольку в августе был спад. Но всё равно по итогам этого года гарантировано увеличение производства до 10 %, — в случае ожидаемого укрепления ситуации на внешних рынках и стабильного потребления стали на внутренних.
Произвести — не значит продать. Увы, экспорт в первом полугодии сократился на 22 %. И виной тому отнюдь не только покупательская способность. В августе, например, «Укрзализныця» приоритетно озаботилась перевозкой зерна и энергоугля, а металл возила по остаточному принципу. В сентябре в ситуацию вникал премьер Гройсман: выслушал претензии сторон и пообещал помочь. А пока металлурги продолжают варить сталь, и риск утратить рынок сбыта усиливается из-за риска недопоставок. И это при всей сложности нашей экономической ситуации! Но эксперты и чиновники, составляющие бюджеты, рассчитывают, что негатив каким-то образом будет учтён, а на факторе неизменного украинского качества сформируется новый тренд — успешное восстановление производственных и ценовых показателей национального металла.
Zavarnik