По сегодняшний день валютные операции в Украине регулируются декретом Кабинета министров 1993 года и законом 1994 года. За прошедшие годы Украина стала частью глобализированного мира с размытыми границами, в особенности в финансовой сфере. Помимо прочего, ассоциированным членом Евросоюза. В сложившихся условиях подход к валютно-финансовому регулированию требует кардинального пересмотра.
Долгожданный закон
Экспортная деятельность, в отличие от начала 1990-х, уже не прерогатива крупных предприятий, а доступна даже фирмам из нескольких сотрудников. В таких условиях устаревшее валютное законодательство становится грузом для бизнеса и препятствием для международной торговли и финансовой деятельности.
В ответ на внутренний запрос бизнеса и внешние требования Евросоюза Национальный банк Украины с 2016 года разрабатывал новое валютное законодательство. И вот в марте 2018-го проект Закона Украины «О валюте» за подписью Президента Петра Порошенко был внесён в Верховную Раду.
Основные положения нового нормативно-правового акта действительно говорят о либерализации финансовой сферы государства. Главный из заявленных авторами принципов будущего закона: «разрешено то, что не запрещено». На данный момент декрет правительства определяет исчерпывающий перечень допустимых операций с валютой. Кроме того, существует целый ряд индивидуальных лицензий, дающих право заниматься той или иной деятельностью, связанной с валютными операциями. Например, лицензия понадобится гражданину Украины, за год осуществляющему операции более чем на $50 тысяч.
Если закон будет принят, все эти виды лицензий будут заменены двумя так называемыми генеральными: для банков и небанковских финансовых организаций (пунктов обмена валют, например).
Новый квест или удобство?
Сейчас под валютный контроль попадают все операции с иностранными денежными знаками. Законопроект же предлагает отсечь контроль за операциями, меньшими по объёмам, чем «порог» финансового мониторинга. На сегодняшний день финмониторингу подлежат операции на сумму 150 тысяч грн и выше, но в ближайшем будущем ожидается поднятие этой планки вдвое.
Важными будут нововведения Закона «О валюте» для предприятий-экспортёров. Пока что получение ими валюты за свои товары или услуги — отдельный непростой «квест». Так, расчёт по операции внешнеэкономической деятельности должен произойти в 180-дневный срок, и входящая сумма должна в точности соответствовать указанной в контракте. Странные нормы, обязывающие два субъекта взаимодействовать не так, как удобно обоим, а «по правилам». Получается, стороны не могут по взаимному согласию отсрочить расчёт или сойтись на меньшей сумме, например, за меньшее количество товара, чем было законтрактовано.
Если учесть, что санкцией за эти нарушения может быть запрет внешнеэкономической деятельности, становится понятно, почему бизнес в основном поддержал новый законопроект, вышеуказанные ограничения ликвидирующий.
Ручное регулирование остаётся
Но не стоит полагать, что НБУ готов устроить в финансовой системе «дикий Запад». На самом деле у госрегулятора остаются широкие полномочия, даже по ручному регулированию в своей зоне контроля. И даже добавляются новые полномочия.
Так, НБУ получит возможность временно и для стабилизации финансовой ситуации ужесточать условия валютных операций. Фактически после принятия нового закона будет возможность откатиться к нынешним же условиям, но не на основании декрета и закона, а на основании подзаконных актов самого НБУ и под вывеской антикризисных мер.
Естественно, предложенный законопроект почти не вводит ограничений, насколько далеко и надолго госрегулятор может зайти в таких своих мерах. Поэтому без оппозиции новому законопроекту не обошлось. В начале апреля ряд народных депутатов подали альтернативный законопроект «О валюте». По мнению его авторов, версия НБУ и президента даёт госрегулятору слишком широкие полномочия; в частности — в лицензировании и штрафных санкциях.
Закрыли глаза на недостатки
Эти аспекты тревожат и бизнес-среду. О чём сообщил, например, Игорь Гоцык, координатор комитетов Европейской бизнес ассоциации. Впрочем, в целом и предпринимательские, и банковские круги оценили предложения НБУ положительно. Тот же Игорь Гоцык отмечает, что либерализация валютного законодательства давно назрела. Не стоит и говорить, с каким нетерпением ждут её, и прежде всего компании-экспортёры. Исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Наталия Коробкова от имени коллег-финансистов выразила уверенность, что с новым законодательством уйдут в прошлое не только строгие и даже репрессивные нормы, но и большой пласт связанной с ними бумажной волокиты.
Таким образом, традиционные для украинского законотворчества нечёткие формулировки и отсутствие определений некоторых понятий и терминов остаются, несмотря на критику со стороны экспертов. Тем не менее и с такими недоработками проект Закона «О валюте» вызывает скорее надежды и ожидания, чем опасения.
Zavarnik