В Украине может быть создан такой стратегический запас нефти и нефтепродуктов, который позволит функционировать исключительно на собственных резервах в течение 90 дней. Собственная добыча отечественных предприятий не покрывает потребностей страны, поставки из-за рубежа не диверсифицированы, внутренняя переработка не способна полностью покрыть спрос на нефтепродукты.
Запасливые государства
По стратегическим запасам нефти США — крупнейшие в мире: их резервы колеблются в районе 700 тыс. баррелей. Теперь американцы распродают их на фоне роста производства сланцевой нефти и активизации собственного экспорта углеводородов. Причём до недавнего времени резервная нефть уходила в том числе и в Китай.
Если американцы стали копить нефть в 1975 году, после введения арабами эмбарго, то китайцы к этой практике приступили совсем недавно — в 2007-м. Данные по запасам Пекин не публикует, а потому есть только примерные оценки. Например, JPMorgan Chase & Co оценивали стратегический запас КНР на середину прошлого года в 400 млн баррелей.
Третья крупнейшая по размерам стратегических запасов нефти страна, не имеющая своих углеводородов, — Япония, 324 млн баррелей. Четвёртое место занимает Южная Корея — 146 млн баррелей. За Южной Кореей идёт Испания, стратегические запасы которой составляют 120 млн баррелей. Индия только начинает формировать запасы, на данный момент это около 40 млн баррелей; к 2020 году планируется довести их до 130 млн.
Головная боль импортёров
Созданием стратегических запасов озабочены в первую очередь импортёры нефти. Уровень её добычи в Украине не покрывает потребления. Наиболее высока наша зависимость от поставок сырой нефти и дизтоплива (ДТ). В 2017 году предприятия отрасли снизили добычу на 4,2 %, до 2,098 млн тонн. В первом полугодии был зафиксирован рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года всего на 0,1 %.
Фиксируется рост импорта. По данным Государственной фискальной службы, Украина за 8 месяцев импортировала сырой нефти и газового конденсата на $288,7 млн (+12,9 %). Основным поставщиком является Азербайджан — 94,9 %; незначительные объёмы поступили из Алжира (2,49 %), Ирана (1,76 %) и других стран.
До 2014 года основным поставщиком сырой нефти для нас были Россия. Сегодня она сохраняет доминирующие позиции в поставках в Украину ДТ, основного из нефтепродуктов, потребляемых Украиной. В прошлом году потребление ДТ в Украине выросло на 7,5 %; соответственно вырос импорт из России (в том числе через Беларусь), а также из Греции и Туркменистана. А вот потребление бензинов снизилось на 7,4 %, поскольку около трети необходимого объёма бензинов вырабатывают Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ.
Зачем нам резервы?
Высокая зависимость от импорта — прямое указание на необходимость создавать внутренние резервы импортируемого продукта. А структура импорта, динамика потребления и возможности внутренней переработки нефти и нефтепродуктов — в свою очередь важны с точки зрения формирования рациональной структуры запасов и их размещения.
На фоне очередного роста цен на топливо, последовавшего за повышением цен на нефть на мировых рынках, идея создания собственного нефтяного резерва выглядит более чем актуально. С предложением сформировать его «Нафтогаз» обращался в Минэнергоугля ещё 4 года назад. Тогда предполагалось создать запасы на базе «Укртранснафты», ёмкость резервуарного парка которой составляет порядка 800 тысяч кубометров.
Однако законопроект о минимальных запасах нефти и нефтепродуктов впервые подан в Верховную Раду только в этом году. Он предполагает объём резервной нефти 2 млн тонн с размещением на предприятиях Госрезерва (70 %) и в частных хранилищах (30 %). Их предназначение — чрезвычайные ситуации. Для управления этими запасами нужно агентство с независимым наблюдательным советом. Всё это потребует, по приблизительным оценкам, порядка $2,5 млрд. В качестве источника финансирования могут рассматриваться внешние кредиты.
Хранение нефти тоже весьма затратно, особенно в стране, где каждый может привести примеры успешного применения принципа «что охраняем, то и имеем». Велик риск того, что созданный резерв станет демпфером или даже источником высоких прибылей для отдельных игроков, а не для экономики в целом.
Игры с запасами
Функциональность и экономическая эффективность создания и хранения углеводородных резервов зависят от их структуры, то есть соотношения сырой нефти и нефтепродуктов, а также правил их использования. Запасливые страны манипулируют своими нефтяными резервами, используя их для товарных интервенций и сглаживания ценовых колебаний на внутреннем рынке. И чем сильнее диапазон колебаний цен на мировом рынке, тем эта тактика целесообразнее и даже выгоднее.
Так, при понижении мировых цен на нефть её закупают для хранения, а в период удорожания продают внутри страны для поддержания ценовой стабильности. Так, например, делает Китай, который активно заполняет свои хранилища в периоды низких цен. А Южная Корея не использует запасённые «на чёрный день» 146 млн баррелей полностью как стратегические: неприкосновенны около 90 млн баррелей, около 6 млн торгуются на рынке государственной Korea National Oil Corp., около 27 млн — запасы различных корпораций.
Остаётся добавить, что, помимо прямых манипуляций с резервами, данные по их динамике (в особенности стратегических запасов США) оказывают заметное информационное влияние на «настроения» на мировых биржах. Стоит ли после этого сомневаться в вышеупомянутой необходимости?
Zavarnik