Китайский капитал всё глубже проникает в украинскую экономику. Сельское хозяйство, строительство и инфраструктурные проекты, машиностроение, финансы — китайские деньги без лишнего шума заходят во все сферы, занимая удобные позиции для последующей экспансии. Они уже представлены в отечественной солнечной энергетике и портовой логистике. Им принадлежат некрупные, но перспективные активы с хорошими видами на будущее.
Платёжная система
Весной 2019 года в Украине начнёт работать китайская платёжная система UnionPay. Партнёром станет крупнейший розничный государственный «ПриватБанк». Для запуска оператора достаточно будет простой доработки программного обеспечения. Становится понятно, что система будет работать на инфраструктурной базе одной из крупнейших в стране сети банкоматов (40 %), крупнейшей базе POS-терминалов (60 %).
UnionPay — вторая в мире по объёму эмиссии карт, уступая только Visa. Пока в Украине лидирует Mastercard, у которого почти 70 % рынка и более 24 миллионов активных карт. Чтобы в условиях действительно жёсткой конкуренции занять статистически видимые проценты в сфере карточных взаиморасчётов, пришельцу нужны либо уникальные предложения, либо объёмный зарплатный проект. А «ПриватБанк» входит в число уполномоченных госбанков, которые могут выплачивать пенсии и зарплаты работникам бюджетных учреждений.
Биржа
В декабре Антимонопольный комитет Украины одобрил покупку китайской Bohai Commodity Exchange (BOCE) украинской фондовой биржи ПФТС. Уточняется, что приобретаемый пакет весит более 25 %. С учётом размытости долей остальных собственников, которые не превышают 10 %, можно говорить о переходе контроля над этой биржей к китайским инвесторам.
ПФТС — старейшая, но не самая крупная биржа на отечественном фондовом рынке. В 2017 году по объёму биржевых контрактов (64,3 млрд грн) она оказалась на втором месте после «Перспективы» (127,4 млрд грн). Основная часть торгов — операции с государственным облигациями (58 млрд грн). А Китай является одним из крупных покупателей украинского государственного долга и держит в облигациях Украины $7 млрд.
Банк
Украинский банк реконструкции и развития (УБРР) был приобретён всё той же Bohai Commodity Exchange всего за 83 млн грн. Китайская сторона заявила о планах вывода этого банка в десятку ведущих в Украине. Заметных шагов в этом направлении новые владельцы пока не делают. Тем более что приобретение УБРР — это укрепление позиций не только внутри Украины. Приобретение этого банка позволило КНР нарастить свою долю в Европейском банке реконструкции и развития на 1 %, что можно считать крайне успешной сделкой, учитывая смешную цену приобретения актива.
Покупка специализированного банка и биржи позволяет китайским бизнесменам в любой подходящий момент развернуть полностью контролируемую финансовую группу для обеспечения экспансии в украинскую экономику.
Телекоммуникации
В середине года Антимонопольный комитет разрешил компании «Просат», контролируемой китайской Xinwei, приобрести более 50 % «Украинских новейших телекоммуникаций» (UNTC). Этот небольшой игрок на украинском рынке передачи данных ориентирован в первую очередь на корпоративных клиентов, но он управляет собственной инфраструктурной сетью в 8 регионах страны. А в заявленных планах Xinwei покрытие по оптоволокну и беспроводной технологии pre-WiMax 70 % территории Украины.
Машиностроение
Херсонский машиностроительный завод и китайская YTO Group Corporation планируют наладить с 2019 года выпуск тракторов. С 2017 года украинское предприятие выступает в качестве дилера YTO, уже проданы десятки китайских машин. О планируемом уровне локализации не сообщается. В этом году завод начал выпуск комбайна Skif, на котором украинскими оказались только шины «Росава» и кременчугские диски.
В сельскохозяйственном машиностроении китайцам интересен наш рынок сбыта; а вот в авиастроении не особо скрывается интерес к технологиям. Поговаривали о том, что китайцы выкупили технологии «Антонова», а инженерный корпус корпорации чуть ли не в полном составе переехал в Поднебесную. Украинская сторона лишь подтвердила информацию о подписании соглашения с Aerospace Industry Corporation of China о сотрудничестве в достройке и модернизации второго в мире уникального Ан-225 «Мрия», но передачу документации не подтвердили. Поутих и шум вокруг меморандума о строительстве авиазавода «Ан» в Саудовской Аравии. С 2015 года авиастроители не передали заказчику ни одного нового самолёта, однако финансовая динамика предприятия выглядит на удивление хорошо: в январе — сентябре 2018 года прибыль выросла в 29,5 раз в сравнении с аналогичным периодом 2017 года. Объясняется это ростом объёма научных и конструкторских разработок и серийного производства запчастей.
В ПАО «Мотор Сич» китайцы попытались зайти напрямую через выкуп акций: руководитель предприятия продал Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Ltd долю в 56 %. Сделку заблокировал суд, СБУ начало расследование. А в ноябре на Международной авиационно-космической выставке Airshow China 2018 консорциум Skyrizon Aviation представил проект нового завода двигателей. Его планируется запустить в 2020 году и выпускать по лицензии авиадвигатели для учебных и военно-транспортных самолётов, а также вертолётов типа «Ми» и «Ка». Именно на таких силовых установках специализируется «Мотор Сич»… Украина не имеет своей доли в этом стратегически важном предприятии; значит нет и формальных препятствий к перемещению мощностей и мозгов в Китай. Зато совместное предприятие Skyrizon Aviation и «Мотор Сич» по серийному производству и капитальному ремонту авиадвигателей с производственной базой в Чунцине уже есть.
К вопросу о перемещениях: в ноябре Минифраструктуры предложило Air China запустить прямые рейсы между КНР и Украиной…
Zavarnik