На этой неделе, когда Донбасс отмечает свой 80-летний юбилей, было бы справедливо вспомнить об основе основ развития и жизни региона – его промышленности. Уместно ли подводить итог ее работы за последние восемь десятков лет и как оценивают нынешнюю экономическую модель развития региона, «Жизнь» поинтересовалась у компетентных аналитиков, руководителей области.
Все начиналось с интереса
Один из исторических аспектов еще раз подтверждает, что экономический интерес стал определяющем в развитии донецкой земли. Как свидетельствуют сохранившиеся исторические факты, после походов в ХI столетии крымского хана Менгли-Гирея в разные районы Украины, за степной Украиной закрепилось название Дикое поле. Не исключено, что поле так и осталось бы диким, если бы в ХVII столетии здесь не началась добыча каменной соли. В 1676 году на соляных озерах возник первый город Донбасса – Соляное (Славянск). А затем, в 1715 году, на базе казенных солеварен строят первые солеваренные заводы на Донетчине – Бахмутский и Торский. Со временем солевары основывают второй город Донбасса – Бахмут…
Но определяющее для Донбасса событие, без сомнения, произошло в 1721 году, когда тут был найден уголь. В связи с началом его промышленной добычи в конце ХVIII столетия начинается интенсивное усвоение территории области.
Уже в первой половине ХIХ столетия здесь появляются первые крупные фабрично-заводские предприятия, проводятся геологические исследования Донбасса, возникают новые города, развивается торговля.
Во второй половине ХIХ столетия быстрыми темпами происходит модернизация промышленного производства Донбасса, строятся железные дороги, основываются металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, открываются новые шахты, заводы. Природные богатства области привлекают иностранных инвесторов, в особенности франко-бельгийских и английских.
В 1869 году английский предприниматель Джон Хьюз строит металлургический комбинат, с расширением которого и закладыванием шахт Новороссийского общества возникает поселок Юзовка (Донецк). Он быстро разрастается и превращается в большой промышленный центр юга России. Через Мариупольский морской порт донецкий уголь начинает пробиваться на внешний рынок.
Углепром не исчерпал себя
– Уголь играл и играет определяющую роль в промышленности Донбасса, и я не согласен с высказыванием о том, что потенциал углепрома исчерпал себя, – говорит Борис Грядущий, директор Донецкого научно-исследовательского угольного института. – Отрасль не раз переживала непростые моменты, но не раз и выручала. Скажем, развитие уледобывающей отрасли дало нам возможность к началу Великой Отечественной войны выйти на уровень добычи, которая обеспечивала потребность страны в угле.
После войны отрасль была разрушена, но к 50-м годам полностью восстановлена, а в 70-е годы она достигла самого высокого уровня добычи. В 70-80-е годы ведущую роль в экономике Донбасса продолжает играть угольная промышленность, значительными темпами развивается энергетика, построена самая большая тепловая электростанция в Европе – Углегорская ГРЭС. К слову, интенсивное промышленное развитие Донбасса превратило его к середине 80-х годов в один из самых урбанизированных регионов.
Ориентир на Польшу
Оценивая наиболее ключевые моменты в развитии промышленного Донбасса, губернатор Андрей Шишацкий одним из них считает восстановление экономики после Великой Отечественной и закрепление за регионом лидирующих позиций в угле, металле, машиностроении, науке.
Рассуждая о пути, по которому сейчас развивается экономика Донбасса, председатель Донецкой областной государственной администрации считает, что необходимо сосредоточиться на создании новых рабочих мест в сфере среднего бизнеса. Примером для наследования вполне может стать Польша, в которой распространена практика аутсорсинга на крупных предприятиях.
В свою очередь Юрий Макогон, заведующий кафедрой «Международная экономика» Донецкого национального университета напоминает, что в том числе благодаря работе металлургов на Донецкую область сегодня приходится четверть промышленного производства и четверть отечественного экспорта. Но, по мнению ученого, еще больше стабильности региону дало бы развитие высокотехнологичного машиностроения, до распада Союза занимавшего одно из главных мест.
– Не секрет, что сейчас Донбасс определяют как старопромышленный регион, – говорит Юрий Макогон, – перейти на качественно новый уровень экономического развития нам поможет внедрение новых технологий и модернизация производства. И это не просто красивые слова, а реальные категории. От них зависит будущее промышленного края.
Наталья ПИЛИПЕНКО