Украина заручилась поддержкой Госбанка развития КНР в деле усиления энергетической безопасности, сделав ставку на уголь. Но выполнима ли эта миссия с учетом нынешней ситуации в отечественном углепроме?
Математика экономии
На минувшей неделе Минэнерго подписало соглашение с Госбанком развития КНР о привлечении $3,6 млрд., которые направят на строительство двух заводов по газификации угля, а также на перевод отечественных предприятий теплокоммунэнерго на уголь. По предварительным подсчетам, это позволит сократить закупки природного газа на 11-12 млрд. кубометров. Таким образом, Украина сделала еще один шаг на пути снижения зависимости от российского природного газа.
Благодаря строительству заводов по газификации угля, как полагают эксперты, удастся получать до 6 млрд. кубометров газа ежегодно, а за счет перевода теплокоммунэнерго на уголь – сократить потребление голубого топлива еще на 12-13 млрд. кубометров. Однако высказывается и другое мнение относительно того, что перевод на уголь всех теплокоммунэнерго невозможен технически, поскольку в крупных городах все же нужно работать на газе как на более экологически чистом виде топлива. Но если перевести такое количество ТКЭ, чтобы отказаться от потребления хотя бы 8 млрд. кубометров газа, что вполне реально, то на оставшиеся деньги удастся построить еще максимум один завод мощностью 3-4 млрд. кубометров газа в год.
Угольная конкуренция растет
Не секрет, что открывающейся перспективе рады многие, в том числе, разумеется, и угольщики. Горняки не без оснований надеются на то, что намеченное использование угля для работы теплокоммунэнерго позволит решить проблему сбыта топлива, которая по сей день остается актуальной и для некоторых шахт Донецкой области. Сейчас ее, как отмечают в ассоциации «Укркокс», решают за счет металлургов, которые для того, чтобы помочь угольщикам, вынуждены закупать дорогой и некачественный уголь государственных шахт, что бьет по экономике меткомбинатов… И здесь возникает закономерный вопрос: а готовы ли к таким уступкам тепловики, которые должны променять голубое топливо на такой уголь, и будет ли подобный шаг экономически выгодным? Ответ напрашивается сам собой.
Рассуждая о сложившейся ситуации с невостребованным углем, на одном из государственных предприятий Димитрова отмечают, что у них пока нет предпосылок для изменения ситуации к лучшему – инвестор не проявляет интереса, а бюджетных средств не хватает для запуска новых лав. А их дефицит существенно бьет по себестоимости добытого угля. В то же время на рынке есть выбор: предлагаются угли как импортные, так и добытые в «копанках». Причем последние добыты с более низкой себестоимостью, а значит и стоят подешевле. Вот они, получается, и более приемлемы для бизнеса.
В результате сейчас на тепловых электростанциях региона скопился уголь в таких объемах, которых достаточно для вхождения в зиму.
А если дальше развивать тему рентабельности, конкурентоспособности украинского угля, то в нынешних условиях снижения госдотаций или полного их отсутствия (для частных угледобывающих предприятий) все в большем проигрыше оказываются шахты, не входящие в вертикально-интегрированные компании, по примеру ДТЭК. Ведь там нерентабельная тонна угля (если, конечно, такое случается) со временем компенсируется конечным рентабельным продуктом — металлом или электроэнергией. Таковы сегодняшние реалии...
Похожая ситуация и с углями коксующимися. Причем угольные предприятия, их добывающие, с проблемой неотгрузки столкнулись значительно раньше. И причины тоже известны: с одной стороны, спад производства в металлургической отрасли, а с другой — естественное желание бизнеса производить конкурентоспособную на внешних рынках продукцию. В общем, пошла шихтовка украинского угля зарубежным.
Убедительный аргумент
По мнению горняков государственных шахт, одним из возможных вариантов решения проблемы может стать экспорт украинского угля. Речь идет о выходе на рынки таких стран, как Чехия, Словакия, Болгария, Турция. Впрочем, надо полагать, в этой практике нет ничего нового для отечественного углепрома, ведь, как известно, уже в годы независимости некоторые угольные предприятия Украины имели контракты с зарубежными партнерами и, похоже, с реализацией угля у них неплохо получалось. Но потом, как известно, такой практике зажгли «красный», то есть сказали «Стоп!», в том числе и по причине нехватки угля для нормальной работы отечественной экономики. Теперь же, получается, уголь вновь имеется в избытке...
Но здесь также возникает вопрос о его конкурентоспособности. И удастся ли его решить горнякам государственных шахт, покажет время. Что же касается подписанного соглашения с Госбанком развития КНР, то, по мнению Олега Ивасюка, генерального директора ГП «Снежноеантрацит», оно принесет выгоду Украине.
«Несмотря на то, что у нас на предприятии нет проблем с отгрузкой угля, – сказал в комментарии «Жизни» Олег Ивасюк, – уверен, что соглашение – это правильный шаг, потому как уголь всегда был стратегическим энергоносителем».
Кроме того, по мнению специалистов Института энергетических исследований, снижение объемов закупки российского газа будет наиболее убедительным аргументом в переговорах с «Газпромом», и это может заставить северного соседа считаться с Украиной и снизить, наконец, цены, которые сегодня для нашей страны на треть выше, чем для стран Евросоюза.
Наталья ПИЛИПЕНКО