На завершающем этапе подготовки Донецка к Евро-2012 мы дружно восхищались обновленными объектами городской инфраструктуры. Но, к сожалению, долгожданный праздник закончился слишком быстро, и обретенные горожанами блага вдруг стали не очень нужны. Корреспондент «Жизни» посетил новые объекты, чтобы понять, есть ли там жизнь после Евро.
Подъезжая к обновленному железнодорожному вокзалу, я сразу понял, что покидать машину мне не слишком хочется. При 40-градусной температуре воздуха привокзальная площадь в полдень больше напоминает раскаленную сковороду. Учитывая, что городские власти убрали отсюда торговые ларьки, приобрести бутылку минеральной воды в непосредственной близости от здания вокзала мне так и не удалось. Более того, найти в здании торговую точку где-либо, кроме зала ожидания для особо важных персон (я не шучу, там так и написано: «VIP-зона»), нельзя. Кстати, большинство украинцев, похоже, не понимает, что западная аббревиатура VIP обозначает статус лица, а не размеры его кошелька, поэтому зал ожидания повышенной комфортности не является какой-то особой зоной.
Сам вокзал, конечно, поражает своей монументальностью как снаружи, так и изнутри. Ухватившись за дверную ручку, внезапно понял: что-то не так! Входные двери у здания пригородного железнодорожного вокзала самые обычные. Если память мне не изменяет, то в строениях, через которые проходят большие потоки людей, двери должны открываться либо в обе стороны, либо и вовсе автоматически, чтобы в случае чего не началась давка. Но если я ошибаюсь, тогда почему тяжеленные, обитые металлом двери старого здания вокзала не заменили обыкновенными, для открывания которых не нужно ежедневно упражняться со штангой?
Где же люди?
Попадая в здание, сразу понимаешь, какой должна быть любая уважающая себя система охлаждения воздуха. После короткой прогулки от автомобильной стоянки до центрального входа вокзал кажется оазисом в бескрайней пустыне. И если в период зимних холодов помещения вокзала будут еще и хорошо отапливаться, то это совсем уж великолепно.
Внутри светло, просторно и… пусто. Ни на одном из этажей пригородного вокзала мне не удалось найти больше десятка людей. Правда, ближе к вечеру ситуация меняется. По словам очевидцев, буквально «вавилонское столпотворение». А днем – вот так. Поневоле задаешься вопросом: для чего такой размах? Табличек на большей части дверей нет, а потому неясно, куда заходить можно, а куда нет. Судя по всему, на этот случай предусмотрены вездесущие работники вокзала. Врожденное любопытство заставило меня открыть хотя бы одну из загадочных дверей, и в тот же миг мои действия пресек бодрый и решительный голос мужчины в форменной одежде: «Стоять! Техническое помещение!» Заметив, что я хочу его сфотографировать, он по-гусарски приосанился, но, видимо, одумавшись, закрыл лицо ладонью и бодро зашагал прочь.
Все для людей
В целом видно, что здание очень хотели сделать удобным, в первую очередь для простых пассажиров, но преуспели не во всем. К примеру, не изучив схему вокзала в подробностях, невозможно понять, как попасть на платформу инвалиду-колясочнику. С другой же стороны, специальные кассы, справочные и даже лифты для людей с ограниченными возможностями имеются в наличии. Диспетчер передает сообщения громко и четко. Ранее с этим были проблемы, но, похоже, все уже исправили. Еще два года назад мне приходилось постоянно стоять возле табло прибытия поездов, ибо понять, что там бормочет диспетчер, было невозможно.
Бесплатный зал ожидания представляет собой светлое помещение размером чуть ли не в две баскетбольные площадки, где тут и там расставлены ряды деревянных кресел, правда, не слишком удобных. Уже через десять минут отдыха в таких креслах спина разболелась даже у меня. Понятно, что администрации вокзала выгоднее завлекать пассажиров в платный зал ожидания, но хотя бы мягкой тканью кресла можно было бы обтянуть.
Пугающие технологии
При этом заметно, что многие дончане в окружающей красоте чувствуют себя немного не в своей тарелке. Особенно это касается пенсионеров. На глаза мне попался пожилой мужчина, смущенно топтавшийся возле турникета, не понимая, как заставить его работать. Находящийся поблизости охранник заметил: «Билетик к фонарику приложите!» Пенсионер стал нервно прикладывать билет к турникету, перманентно вздыхая: «Та як же це мені…та куди ж?» Мимо проходила работница вокзала, которая помогла дедушке разобраться с этим чудом техники, попутно объяснив, что выйти обратно можно, похлопав в ладоши. Восхищенный технологиями старик стал ходить туда-сюда, играясь с турникетом.
Служащие вокзала, очевидно, понимают, что человеку неискушенному довольно трудно ориентироваться в новом здании, поэтому оказывают всяческую помощь.
«Мне бы схемку аль чертеж…»
На этом фоне старое здание вокзала выглядит не столь привлекательно, прежде всего из-за огромных очередей возле касс, где продаются билеты на поезда дальнего следования. В помещении нет ни единой скамейки, хотя в пригородном вокзале они расставлены на каждом шагу. На стенах, в «лучших» советских традициях, развешаны стенды с длинными и путаными инструкциями.
Удивило отсутствие лотка со свежей прессой. К примеру, я в поезде много читаю, и точно знаю, что не одинок в этой привычке. Зачем и почему убрали торговую точку, понять невозможно.
Резюмируя увиденное, хочется заметить, что в целом новый вокзал не только презентабельно выглядит, но и удобен для пассажиров. Однако, чтобы свободно ориентироваться там, нужно перечитать десятки страниц инструкций, пояснений и указателей.
Рабочая обстановка
После осмотра железнодорожного вокзала я направил свои стопы в новый терминал аэропорта. Сам терминал действительно прекрасен. Но сейчас там можно встретить только разомлевших от жары таксистов, видимо, ожидающих прибытия рейса, да снующий туда-сюда технический персонал. А вот пассажиров совсем мало. В основном, это граждане Российской Федерации, откровенно любующиеся воздушными воротами Донецка в ожидании своего рейса. Обещанных иностранных туристов, которые сразу после Евро-2012 должны были ринуться в Украину, пока не видно.
Зато с сервисом тут полный порядок. Одних только банковских терминалов больше десятка, не говоря уже о солидном магазине, торгующем прессой, и прочих благах.
Удивили местные эскалаторы. Я так до конца и не понял, почему они то выключены, то внезапно начинают работать. Некоторые люди целенаправленно подходят к ним, чтобы подняться на второй этаж, потом удивленно замирают и делают вид, что просто проходили мимо. Выглядит забавно.
Учитывая высокие цены на билеты, отсутствие желающих преодолеть расстояние быстро и с комфортом вполне понятно. Чего кривить душой, большинству дончан это просто не по карману. Ситуацию могли бы исправить так называемые «лоукосты», или бюджетные европейские авиалинии, но закрепить свои позиции в Украине им пока не удается.
В целом на меня аэропорт имени Прокофьева произвел впечатление. Кроме того, есть ощущение какой-то незаконченности проекта. Но это, скорее, потому, что вокруг основного здания все еще ведутся строительные работы.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ, фото автора