Среди наших читателей множество удивительных людей, которые, невзирая на почтенный возраст, занимают активную жизненную позицию. Один из них – Евгений Мелешко, которому сегодня исполняется 87 лет. Этот человек моментально располагает к себе и, рассказывая историю своей жизни, не позволяет собеседнику расслабиться ни на секунду – то и дело проверяет знание фактов времен Великой Отечественной войны.
Трудовое становление
«Я родом из Красноармейска. Детство прошло в труде. Нас было четверо братьев в бедной семье, которая только тем и жила, что все мы вкалывали с раннего утра до поздней ночи, – рассказывает Евгений Мелешко. – У каждого из братьев были свои предпочтения: голуби, собаки, коровы, козы. И я – не исключение».
До 1941 года Евгений Дмитриевич успел окончить 7 классов, после чего мать отвезла его в Успенскую зоотехническую профсоюзную школу в Луганске (ныне – Славяносербский сельскохозяйственный техникум) с надеждой, что сын в будущем станет ветеринарным врачом.
«Директор техникума – немец Александр Гэмма – отличался пониманием и чувством справедливости. На заявление матери об отсутствии возможности оплачивать обучение он нашел компромисс: пять дней в неделю я занимался, проживал в комнате с 15 студентами и бесплатно питался, за что по выходным работал в подсобном хозяйстве, – отмечает Евгений Мелешко. – В 1940-х годах немцев ссылали в астраханские степи, репрессировали, а директора не трогали – он пользовался большим авторитетом. На период войны эвакуировал учебное заведение в Казахстан, позже был избрал начальником областного земельного отдела, но вскоре трагически погиб. Между тем успел сделать много хорошего для Донбасса».
Несмотря на то, что прошлый период в жизни нашего героя был полностью посвящен учебе и работе, он чувствовал себя счастливым, ведь шел к своей мечте – стать ветеринарным врачом.
Евгений Мелешко:
«Поскольку материальные блага последующим поколениям у меня нет возможности оставить, готовлю записи о семейном древе. В свое время внучка сможет прочесть, кем были ее прадеды, а также узнать, что мне довелось пережить».
«Однажды мы с ребятами готовились к экзамену по латыни, и я уснул с одной из костей коровы. Недолго думая, на меня натянули простынь. Когда директор делал плановый обход – требовательный хозяин каждый вечер проходил по корпусам и смотрел, чем занимаются 360 студентов, – стащил с меня простынь. А я спросонья ему и говорю: os scapula – по латыни «кость лопатки». Поднялся всеобщий смех, а он сказал, что я единственный сдам на отлично экзамен», – рассказывает Евгений Дмитриевич с грустью, поскольку его мечте не суждено было сбыться.
И пришла война
«Два года мы жили в оккупации, а в августе 1943 года со старшим братом через военкомат были отправлены из Красноармейска в Пензенскую область, где в поселке Селикса располагались запасные войска. Я служил в 4-й гвардейской стрелковой бригаде, был заместителем командира мотострелкового взвода и руководил 32 солдатами. Эта бригада – колоссальная военная единица, которая входила в состав 2-го гвардейского танкового корпуса. Только из Красноармейска туда были переброшены две тысячи человек. Через какое-то время я узнал о наборе солдат со средним образованием для подготовки снайперов на фронт. Каждый месяц 12 снайперов шли в бой, – продолжает свой рассказ участник боевых действий. – Когда началась операция «Багратион», нас бросили в Староселье, откуда мы ринулись в направлении Минска. Там было 12 дивизий, окруженных немцами, которых мы и доколачивали. После мы ворвались в Восточную Пруссию».
Впереди у солдат было еще много побед. Они шли вперед на исходе сил, несмотря на скудное питание, часто мокрую одежду и ранения.
Среди картин военного времени, которые ярко запомнились моему собеседнику, – невиданной прежде чистоты город – Неммерсдорф, на улицах которого уже тогда были установлены мусорные баки для разного вида отходов.
«Странно и неожиданно было видеть тихий, благоустроенный и цивилизованный городок среди всеобщего хаоса и грязи», – вспоминает Евгений Дмитриевич.
Новая веха
После демобилизации в 1950 году Евгений Мелешко вновь отправился в Луганск, чтобы завершить обучение. Однако в зачислении на третий курс ему было отказано. Жизненные обстоятельства вынудили вернуться в Красноармейск, где он работал на заводе им. Дзержинского, изготавливал огнеупорные кирпичи для доменных и мартеновских печей. Через три месяца медицинская комиссия постановила, что ему там работать нельзя.
Вскоре Евгений Дмитриевич переехал в Донецк, где проработал сорок лет на Крытом рынке.
По своей натуре он коммуникабельный и активный человек, но в силу возраста вынужден оставаться дома, где, конечно же, не сидит без дела.
Сегодня свои силы Евгений Дмитриевич вкладывает в приготовление подарка для правнучки. «Поскольку материальные блага последующим поколениям у меня нет возможности оставить, готовлю записи о семейном древе. В свое время она сможет прочесть, кем были ее прадеды, а также узнать, что мне довелось пережить», – заключает мой собеседник.
Какие подарки действительно дороже – материальные или духовные, – можно еще поспорить. Бесспорным остается тот факт, что вся жизнь нашего читателя – тяжелый и беспрерывный труд.
Редакция газеты «Жизнь» поздравляет Евгения Дмитриевича с Днем рождения и желает ему крепкого здоровья и бодрости, семейного благополучия и душевного тепла. Мы искренне рады, что среди наших читателей есть такие замечательные люди.
Наталья ЛЕХАН