Иногда, когда просматриваешь отечественные интернет-сайты с объявлениями, приходит мысль о том, что где-то существует какая-то другая Украина. Причем граничит она, скорее всего, со Швейцарией, ибо доходы граждан и общий уровень жизни в ней такие, о которых мы, простые смертные, даже мечтать не смеем.
На днях автору этих строк пришлось заняться мониторингом сайтов, занимающихся арендой и продажей недвижимости в Донецкой области. По личной, так сказать, необходимости. По роду деятельности я, конечно, знал, что регион у нас не самый бедный, по украинским меркам, разумеется, но, как оказалось, до сих пор даже не представлял насколько.
С приходом капитализма граждане стран СНГ с удивлением обнаружили, что жилье – это вовсе не объект первой необходимости, а роскошь, которую может позволить себе далеко не каждый. А как иначе объяснить, почему среднестатистическая украинская семья не в состоянии купить бетонную коробку в 40 квадратных метров, расположенную в спальном районе Донецка?
Дворцы по соседству
В то же время, если верить сайтам и газетам с объявлениями, в нашем городе живут люди, способные продавать и покупать жилую недвижимость, цена которой переваливает за 1 миллион долларов. Согласитесь, для рядового украинца – сумма неподъемная. Хотя зачем говорить о простых работягах, когда даже заработная плата народного депутата Верховной Рады Украины, являющаяся одной из самых высоких в стране, не позволяет грезить о жизни в построенных в нашем городе «царских хоромах».
Хотите примеры? Вот, пожалуйста, продается дом в Куйбышевском районе общей площадью 611 квадратов. С трехметровыми потолками, евроремонтом (кстати, общество еще до конца не определилось, что считать евроремонтом, поэтому, если вашему ремонту не более пяти лет, можете считать себя счастливым обладателем недвижимости с евроремонтом) и всеми необходимыми коммуникациями. Цена – полтора миллиона долларов. И это еще весьма и весьма скромный домик, видимо, для недостаточно «элитных» господ.
В описании указано, что дом расположен в элитном месте, а во дворе присутствует ландшафтный дизайн, что бы это ни значило. Складывается впечатление, что речь идет не о Донецке, а как минимум о Майами.
«Элитный» фетиш
Откровенно говоря, меня удивляет, что в 2012 году люди все еще клюют на слово «элитный». В объявлениях подобного рода это словечко используется повсеместно. Риелторов, составляющих тексты, можно понять. Они всего лишь пытаются привлечь покупателя и выполнить свою работу, но ведь спрос рождает предложение. Неужели спрос на «элитность» столь высок? На ум почему-то приходят малиновые пиджаки, золотые цепи толщиной в запястье, пригнанные из Литвы подержанные «БМВ» и прочие атрибуты элитарности времен первичного накопления капитала.
Отдельные мэтры риелторского бизнеса без зазрения совести предлагают клиентам приобрести недвижимость в элитном Горняцком районе Макеевки и жить рядом с (не шучу!) не менее «элитными» соседями.
Но все вышеперечисленное – мелочь по сравнению с лидером импровизированного хит-парада донецких усадеб. В Куйбышевском районе по улице Дубравной продается домовладение площадью в два с половиной квадратных километра и ценой (лучше присядьте!) семь с половиной миллионов долларов. Что же нам с вами предлагают за такие деньжищи?
Пятиэтажный дом с лифтом, пятью спальнями, гостиными, кабинетами, санузлами. Кроме того, имеется каминный зал для банкетов, кухня, барные стойки и прочие радости жизни.
И это не говоря уже об отдельном здании с боулинг-залом, бассейном, СПА-зоной, зимним садом, гаражами и прочем. Чем не дворец?
Щепетильный клиент
В объявлении указан номер сотового телефона, и, конечно, я не удержался и позвонил. Безуспешно пытаясь прибавить своему голосу солидности и «элитарности», представился доверенным лицом состоятельного человека, изъявившего желание сделать себе подарочек к Новому году.
Девушка-риелтор сперва долго вспоминала, о каком именно доме идет речь, а вспомнив, заявила, что ее клиенты – люди очень щепетильные: «Мы с трудом уговорили их сделать несколько фотографий, поэтому если хотите что-то уточнить – приезжайте к нам в офис, и поговорим при личной встрече».
Кроме того, она отметила, что это самый дорогой объект, с которым ее конторе приходилось работать: «Ничего не могу вам сказать. Практики продажи таких домов у нас нет, поэтому продавец к этому относится щепетильно, и я еще до конца не уверена, как это все правильно сделать».
В заключение собеседница уверила меня в том, что в данном случае ни о каких «подводных камнях» речь не идет: «Мы открыты к диалогу. Это ни в коем случае не банковский залог, а просто продажа».
Цена и впрямь высокая. Для сравнения, на днях всего за 3,2 миллиона долларов был продан лондонский дом известной певицы Эмми Уайнхаус, погибшей в прошлом году, а не менее известный киноактер Леонардо Ди Каприо в 2002 году приобрел имение в Малибу, на побережье Тихого океана, за жалкие по донецким меркам 6 миллионов. Нужно ли объяснять, что в английской столице и в штате Калифорния жилье стоит значительно дороже, нежели в шахтерской столице?
30 дней на ответ
Кстати, куда же смотрит налоговая инспекция, денно и нощно преследующая недобросовестных налогоплательщиков? Неужели эту безусловно важную службу до сих пор не обеспечили доступом в Интернет?
Поймите правильно, я не берусь клеймить кого-либо «уклонистом» от уплаты налогов, не будучи в этом уверенным на 100 процентов, но к моменту сдачи материала в печать представители пресс-службы одного из фискальных органов Донецкой области так и не ответили на поставленные мной вопросы. А в тех же США, к примеру, любой гражданин может затребовать декларацию о доходах своего соседа, чтобы узнать, с каких доходов тот купил новый автомобиль. В Украине подобное, к сожалению, невозможно. В частности, мне пообещали ответить быстро, предупредив, что, возможно, придется подождать 30 дней.
В заключение хочется подчеркнуть, что причиной для написания данного материала стала отнюдь не всепоглощающая зависть автора, но банальное недоумение относительно того, что Донецк постепенно превращается в бразильскую столицу, где небоскребы соседствуют с нищими фавелами.