С первого дня нового года, в соответствии с положениями вступившего в силу Закона Украины «О бесплатной вторичной правовой помощи», по всей стране начали работу центры по предоставлению подобной услуги.
Чтобы подробнее узнать о специфике работы этих учреждений, корреспондент «Жизни» побеседовал с директором Донецкого областного центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, адвокатом Игорем Курильчуком.
Центр расположен на четвертом этаже дома № 50 по улице Горького, по соседству с адвокатским объединением «Донецкая областная коллегия адвокатов». Собственной вывески у учреждения пока нет – ремонт еще не окончен.
«Главное, что нам удалось открыть центр и начать реально оказывать помощь людям. Все остальное – мелочи», – говорит Игорь Геннадьевич во время короткой экскурсии по офису.
Ремонт кабинетов, в которых изначально не было не то что нормальных окон, но даже электропроводки, проводился, что называется, ударными темпами, всего за 15 дней. Дежурную часть, пожалуй, главное помещение учреждения, оборудовали за четыре дня. Несмотря на сжатые сроки работы, выглядит офис достойно и без излишеств.
После окончания экскурсии Игорь Курильчук любезно согласился ответить на мои вопросы.
Как это работает?
Игорь Геннадьевич, Донецкий областной центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи функционирует уже более двух недель. Расскажите, пожалуйста, подробнее о его работе.
Согласно закону, субъекты, имеющие право на бесплатную вторичную правовую помощь, четко определены. Это лица, к которым применено административное задержание или административный арест, подозреваемые в совершении преступления. А также лица, которым определена мера пресечения в виде содержания под стражей и по делам которых, в соответствии с нормами нового УПК, присутствие защитника является обязательным.
Работает это следующим образом: дежурный какого-либо органа внутренних дел по телефону уведомляет нашего дежурного о задержании лица и передает его анкетные данные, если таковые возможно установить. В свою очередь наш дежурный фиксирует полученную информацию и принимает решение о направлении адвоката, который согласно спискам находится на дежурстве.
Помимо этого, мы работаем по постановлениям следователей, когда участие адвоката в процессе обязательно.
То есть рядовой гражданин не может обратиться в центр, к примеру, за юридической консультацией?
К нам за правовой помощью обращается достаточно большое количество граждан, не входящих в категорию лиц, которые согласно закону могут ее получить.
Кроме того, я не только не имею права им помогать, но и не имею для этого специалистов. Дежурные у нас заняты координированием работы адвокатов. Они не имеют юридического образования и не могут консультировать граждан.
Дело в том, что закон вступает в силу поэтапно, и со временем бесплатная помощь будет оказываться по гражданским и административным делам. Однако все это планируется сделать до 2017 года, а на текущем этапе необходимо промежуточное решение проблемы.
В данном случае нужно работать с органами местного самоуправления и юридическими клиниками и совместными усилиями искать решение. Думаю, органы местного самоуправления могли бы заключить договоры с субъектами публичного права, чтобы при центре на платной основе работали юристы, которые могут оказывать помощь гражданам.
А пока приходится направлять людей в районные управления юстиции и юридические клиники.
Механизм далек от совершенства
Насколько велика нагрузка на центр в нынешней ситуации?
В настоящее время очень остро стоит вопрос проведения третьего этапа конкурса. Нужно привлечь к работе больше адвокатов. Сейчас в реестр входит около 200 защитников, что для Донецкой области недостаточно. Для того чтобы полностью охватить регион, нужно как минимум в три раза больше людей.
Для примера, только в одном районном отделении Донецка в среднем за месяц проводится пять задержаний граждан по решению суда об изменении меры пресечения на содержание под стражей. В городе 9 районов, а это уже 45 вызовов в месяц только в Донецке и только по постановлениям суда, которые, заметьте, не могут быть обжалованы.
Опять же, основная нагрузка ложится на нас в праздничные дни, когда наиболее часто совершаются административные правонарушения и тяжкие бытовые преступления. Для адвокатов, входящих в реестр, работа в центре – всего лишь дополнительный заработок. Поэтому далеко не все хотят выходить на работу по праздникам и в ночное время.
Кроме того, по закону, требование суда и правоохранительных органов о предоставлении защитника обязательно для выполнения центром. Иными словами, нам прислали постановление, в котором указано, что малообеспеченный гражданин нуждается в услугах защитника, и мы не имеем права отказать.
И тут у нас возникает проблема иного рода. Кто и по каким критериям оценивает обеспеченность гражданина? Ведь если лицо, условно говоря, владеет домом, несколькими дорогостоящими автомобилями и имеет свой бизнес, но утверждает, что является малообеспеченным и не может позволить себе платные услуги защитника, как это можно проверить? Правоохранительные и судебные органы все же ограничены во времени.
Проще говоря, бюджет не резиновый и растягивать его нельзя. Конечно, людям нужно помогать, но исходить следует из того, можем ли мы это себе позволить, и действительно ли необходима бесплатная помощь.
Какие еще проблемные моменты были выявлены за время работы центра?
Много проблем возникает с задержанием граждан в ночное время. Далеко не каждый адвокат имеет возможность среди ночи прибыть в нужное место. Закон предусматривает возмещение израсходованного топлива по нормам государственных учреждений. Но, во-первых, речь идет об исключительных случаях, и трактовать это понятие можно по-разному. А во-вторых, далеко не у каждого адвоката есть собственное транспортное средство, а потраченные личные средства на услуги такси никто компенсировать не будет.
В данной ситуации нам бы пригодилась помощь правоохранительных органов. В каждой дежурной части имеются автомобили. Если, к примеру, проводятся неотложные следственные действия в ночное время, на которых необходимо присутствие защитника, то милиционеры могли бы по возможности отправлять за ним машину.
К тому же, необходимо обсудить вопрос с органами юстиции и местного самоуправления относительно того, чтобы здесь, в центре, находились дежурные адвокаты. Кроме того, нужен автомобиль. Согласно требованиям закона, защитник должен прибыть по месту вызова в течение часа. Если бы в центре, как в отделении милиции, нес дежурство защитник, и у нас имелся бы автомобиль, можно было бы эффективно работать в Донецке и ближайших городах. Однако все это не предусмотрено законом.
Другими словами, гладко было на бумаге, но забыли про ои?
Нет, закон действительно нужный. А чтобы он правильно работал, необходима качественная его реализация. Все перечисленные проблемы можно решить совместными усилиями. При содействии органов местного самоуправления, Главного управления юстиции в Донецкой области и правоохранительных органов у нас все получится.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ, фото автора