В первом квартале этого года должна быть утверждена Всеукраинская целевая программа оздоровления бассейна реки Северский Донец на 2013-2017 гг., разработанная правительством по поручению президента Виктора Януковича. Напомним, бассейн Северского Донца – едва ли не единственный источник питьевой воды для Донбасса, качество воды в котором заставляет бить в набат власти всех уровней.
В то же время на областном и местных уровнях власти делают все, что в их силах.
«На реконструкцию канализационных очистных сооружений, строительство и реконструкцию канализационных коллекторов, очистку рек, входящих в сетку бассейна реки Северский Донец, в 2011 году из областного бюджета было выделено 16 млн. грн., а в 2012-м – еще 47 млн. грн. (то есть 63 млн.)», – заявил в конце декабря спикер областного совета Андрей Федорук.
О том, как правильно подойти к проблеме оздоровления важнейшего водного бассейна области для достижения нужного результата, «Жизни» рассказал ученый-эколог, доктор экономических наук, профессор, завкафедрой менеджмента ДонНУ Иван Александров.
Иван Александрович, как вы считаете, с чего нужно начать, чтобы наконец очистить бассейн Северского Донца?
Для начала нужно оценить масштаб проблемы. С одной стороны, в важнейшей водной артерии можно обнаружить едва ли не всю таблицу Менделеева. По области наибольшее влияние на бассейн оказывают стоки реки Казенный Торец. В нее сбрасывают свои грязные воды шахты, машзавод, предприятия ЖКХ. То есть это направление наиболее проблемное. Есть еще и частные загрязнители, к примеру, в тот же Кальмиус в Донецке попадают канализационные стоки, поскольку в частных домах на побережье вообще нет нормальных коллекторов.
С другой стороны, если говорить о водообеспечении и качестве воды, то кардинально устарела инфраструктура по подаче питьевой воды.
Насколько устарела?
Вода из бассейна Северского Донца поступает не только по каналу, но и по трубам (на некоторых участках из-за неровностей рельефа воду подают через эти трубы насосными установками). И трубы на станциях были установлены в 60-е годы прошлого века. Они стали настолько ветхими, что могут выйти из строя в любой момент. Но, чтобы их менять, необходимо время, нужны новые трубы – это сложный, долгий и дорогой процесс. Но если их не заменить, то Донбасс лишится воды и превратится в Сахару со специфическими миражами.
И с чего нужно начинать процесс оздоровления бассейна?
Власть делает шаги в этом направлении, вот-вот появится комплексная программа оздоровления бассейна Северского Донца до 2017 года сразу для нескольких областей. Очевидно, что комплексность там будет предусмотрена, но пока в целом. Ведь для детальной реализации подобных программ нужен профессиональный проект, за счет и бюджетных средств, и средств частных инвесторов. Именно проект на начальной стадии разработать будет сложнее всего. Для этого необходима команда профессионалов – и технической, и экономической и экологической направленности. В какой-то мере могут помочь специалисты Национального университета водных ресурсов в городе Ривно, специалисты в экологическом менеджменте, которые есть и в Донецке.
Сколько это может стоить?
Одно заранее известно, что будем иметь дело со значительными затратами на разработку технологий очистки реки, приобретение ресурсов на научные разработки. Если исходить из западного опыта, не менее $150-200 млн. При этом необходимо учесть, что если природоохранные фонды западных стран приносят выгоду до 1 евро на 1 же евро основных фондов, то у нас этот показатель в тысячи раз меньше. Такой факт также подтверждает цену подобных проектов. Однако это не должно быть причиной отказа от них.
Если уж мы заговорили о западном опыте, то могут у нас прижиться такие меры, как, например, специальная подводная лодка в Чикаго, которая очищает дно и снимает на видео весь процесс для наглядности?
Идея красивая. Более простые варианты вроде насосов, которые качают ил, у нас уже есть. Но это достаточно дорогая затея для бюджета. А вот воспитание экологической нравственности у людей – это крайне необходимая задача.
И как же такую нравственность воспитать?
Это могут быть и общественные мероприятия. Например, власти могут призвать горожан прийти и в какой-то день очистить берег Кальмиуса от мусора. Но это могут быть и административные рычаги. Мой сокурсник, московский профессор-эколог, купил дом в Переделкино. И контролирующие органы заставили его поставить на канализации систему тройной очистки. И только после этой очистки разрешили выливать воду в лес. И это правильно. У тех же небедных дончан достаточно средств для строительства очистных сооружений для своих сливов в Кальмиус. Но, тем не менее, канализационные стоки их частных домов сильно загрязняют главную реку города. Это большая проблема, и ее местные власти решить в состоянии.