Корреспондент «Жизни» решил посетить пару увеселительных заведений Донецка, чтобы на собственном опыте убедиться в их безопасности и рассказать читателям обо всем увиденном.
Вход и выход
Скажу сразу, что к отдыху в ночных клубах я отношусь безо всякого интереса и, следовательно, бываю в них нечасто. Но работа есть работа, а потому около 22.00 я уже стоял у дверей ближайшего клуба в Петровском районе, с интересом разглядывая их.
Обратите внимание на то, как люди ведут себя на остановках общественного транспорта в час пик. Стараясь первыми попасть в автобус и занять лучшие места, граждане усердно работают локтями, порой выталкивая окружающих прямо под колеса движущегося транспорта.
Тут необходимо отметить, что в случае пожара слишком узкие или туго открывающиеся двери могут стать серьезной преградой для быстрой и успешной эвакуации людей.
Увиденные мною обычные металлопластиковые двери явно не способствовали оперативному выходу из здания даже нескольких человек, не говоря уже о десятках и сотнях. Ситуацию усугубляла собравшаяся у входа толпа желающих насладиться табачным дымом, не расходившаяся на протяжении всего вечера. До вступления в силу закона, прямо запрещающего курение в помещениях, любители ночной жизни могли курить прямо за столиками, но сейчас, несмотря на вполне приличную вентиляционную систему, делают это на улице, одновременно мешая свободному выходу из клуба других посетителей.
Помочь в выявлении супружеской неверности Хмельницкий, помогут специалисты.
Внутри помещения меня встретили гардеробщица и пара хмурых охранников, препятствующих безбилетному проникновению в танцевальный зал особенно хитрых посетителей.
Примечательно, что перед тем как пропустить, представитель местной службы безопасности поинтересовался, есть ли у меня документ, подтверждающий, что употребление алкогольных напитков уже не возбраняется законодательством.
Судя по тому, что предъявленное мной журналистское удостоверение не стали даже открывать, указанное выше требование охраны является обыкновенной формальностью.
Темно и тесно
Позже формальность такого подхода проявилась уже в зале. За барной стойкой отдыхала стайка девочек-подростков, на вид не более 17 лет. Кто и как пропустил их внутрь – загадка. Сомневаюсь, что охрана требовала у них паспорт или студенческий билет.
Кстати, тяжелая, обитая железом дверь, ведущая в танцевальный зал, открывается вовнутрь. Прибавьте к этому то, что благодаря планировке помещения (с одной стороны – стена, а с другой – массивный диван) подойти к двери может только один человек, и в случае паники у выхода возникнет толчея. Не говоря уже о том, что столики и кресла расставлены так близко друг к другу, что протиснуться между ними без спешки – уже проблема. Даже я, человек не самой внушительной комплекции, продвигался к танцевальной площадке исключительно боком, стараясь не толкать уставленные всевозможными напитками столы.
Естественно, в помещении очень громко и без остановки играет музыка, выключить которую, в случае чего, можно, лишь обратившись напрямую к диджею. На моих глазах произошла небольшая потасовка. Двое разгоряченных спиртным парней что-то не поделили. Пока одни посетители пытались докричаться до человека за пультом, чтобы тот выключил музыку и позвал охрану из коридора, другие успели самостоятельно растащить дерущихся по углам. С момента обращения к диджею и до прихода охраны, которой почему-то нет в зале, прошло минут пять. То есть в случае пожара контролировать эвакуацию будет некому.
Кстати, аварийного выхода из самого зала я так и не нашел. Возможно, он там и имеется, но найти что-либо, то и дело натыкаясь в полумраке на людей и мебель, совершенно невозможно.
Человеческий фактор
Однако по большому счету все, описанное выше, не имеет ни малейшего значения, потому что подавляющее большинство отдыхающих в клубе безнадежно пьяны. Многие уже к полуночи не способны самостоятельно встать с кресла. О том, чтобы организованно выйти на улицу, не может быть и речи.
Будем откровенны, украинцы, к счастью, редко сталкиваются с чрезвычайными ситуациями, а учить граждан правильно действовать в подобных ситуациях, по большому счету, некому. Парадокс, но в нынешние времена организованно и без паники покинуть помещение могут разве что школьники да студенты.
Будем надеяться, что в ходе запланированной проверки сотрудники Гостехногенбезопасности выявят все допущенные нарушения и заставят администраторов клубов относиться к безопасности клиентов со всей ответственностью.
Если не верите, обратите внимание на то, как люди ведут себя на остановках общественного транспорта в час пик. Толчея там возникает постоянно. Стараясь первыми попасть в автобус и занять лучшие места, граждане усердно работают локтями, порой выталкивая окружающих прямо под колеса движущегося транспорта.
Ответственный подход
Во втором проверенном мною заведении в Пролетарском районе ситуация оказалась явно лучше. Прежде всего потому, что помещение изначально проектировалось под ночной клуб, а не школу, детский сад или что-либо еще. Большая площадь позволяет расставить столики так, чтобы между ними можно было спокойно ходить или бегать (при необходимости, разумеется).
Кроме того, служба безопасности клуба постоянно контролирует ситуацию как на входе, так и в танцевальном зале, обеспечивая беспрепятственный вход и выход посетителей.
Конечно, здешние посетители, как и в предыдущем случае, мертвецки пьяны и часто даже вещи свои из гардероба самостоятельно забрать не могут, но при этом администрация явно следит за соблюдением мер безопасности, а значит, в случае пожара у людей есть все шансы спастись.
Будем надеяться, что в ходе запланированной проверки сотрудники Гостехногенбезопасности выявят все допущенные нарушения и заставят администраторов клубов относиться к безопасности клиентов со всей ответственностью.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ