Когда речь заходит об интерактивных компьютерных развлечениях, или, если угодно, видеоиграх, подавляющее большинство украинцев лишь недоуменно пожимает плечами. Это и неудивительно, учитывая, что к данной отрасли у нас принято относиться без должного пиетета, как к чему-то несерьезному и даже детскому. А вот в странах Западной Европы, равно как в США, Японии, Китае и, как ни странно, Белоруссии, игровая индустрия стремительно развивается, догоняя по финансовым показателям кинематограф.
Ударными темпами
Сегодня уже никого не удивляет, что крупная фирма-разработчик только за первую неделю продаж своей игры заработала больше миллиарда долларов, успешно обогнав по сборам самый успешный ныне голливудский фильм «Темный рыцарь». Принимая во внимание, что индустрия, как таковая, начала формироваться менее 30 лет назад с легкой руки энтузиастов, можно быть уверенным: то ли еще будет.
Зарубежные политики, оценив, какие поступления в государственные бюджеты сулит успешное развитие студий-разработчиков и компаний-издателей, всячески поощряют их деятельность. К примеру, первое лицо США Барак Обама с завидной регулярностью проводит встречи с лидерами наиболее крупных фирм-издателей, а премьер-министр Польши Дональд Туск в 2011 году дарил представителям иностранных делегаций экземпляры новой польской компьютерной игры, тем самым рекламируя отечественный бренд. Думаю, этих аргументов вполне достаточно для того, чтобы относиться к индустрии со всей серьезностью.
Конечно, разработка компьютерных игр – процесс затратный, трудоемкий и требующий специфических навыков, оборудования, да и просто таланта, поэтому рассматривать его как способ дополнительного заработка не имеет смысла.
Что это такое?
В то же время тысячи потребителей игрового контента еще в начале 2000-х годов придумали изящный способ поправить свое материальное положение посредством онлайн-игр. Их ближайшим аналогом можно считать разнообразные приложения, завоевавшие популярность в социальных сетях. Но в отличие от всевозможных «Веселых ферм», эти игры строятся по ролевому принципу. Иными словами, игрок создает персонаж, путешествует по выдуманному миру, выполняет задания, накапливает опыт и обучается полезным навыкам.
Тут необходимо объяснить, что пользователи онлайн-игр, которых ныне насчитывается несколько миллионов человек, делятся на две основные категории: школьники и студенты, в распоряжении у которых имеется уйма свободного времени, и люди постарше, обремененные работой и семейными заботами. Последним, при всем желании, попросту некогда заниматься развитием своего персонажа, однако у них есть деньги, за которые можно купить уже опытного героя и спокойно наслаждаться игрой. Спрос, как известно, рождает предложение.
«Прокачкой и продажей персонажей я начал заниматься еще в те времена, когда Интернет был для украинцев чем-то непонятным и таинственным, – рассказал корреспонденту «Жизни» торговец персонажами с 10-летним стажем, зарегистрированный на специализированном интернет-сайте под именем Helkern. – Все началось как обычное хобби. В продаже появилась игра «Diablo 2», которой я, будучи студентом, посвящал все свободное время. Об этом узнал коллега моего отца и обратился с просьбой заняться и его персонажем в обмен на реальные деньги. Вслед за ним стали обращаться и другие знакомые. Игра была популярной».
На чужом примере
Если верить моему собеседнику, сегодня, помимо основного заработка, он без особых усилий зарабатывает около двух тысяч гривен в месяц, играя в видеоигры. «Можно зарабатывать и больше, но тогда придется уволиться с основной работы и заниматься играми всерьез, скооперировавшись с каким-нибудь тематическим сообществом», – считает он.
На заре формирования рынка услуг по «прокачке» чужих персонажей, продаже внутриигровой валюты и всевозможного имущества за реальные деньги, цены на них были значительно выше. К примеру, за какое-нибудь особенно редкое оружие, существующее исключительно в игре, можно было запросить до одной тысячи долларов. Но с ростом конкуренции цены значительно снизились.
К примеру, несколько лет назад в КНР стали появляться так называемые «игровые фермы». Предприниматель снимал помещение, оборудовал в нем игровой зал, спальное помещение, кухню и прочие необходимые для автономной жизни удобства. Затем набирал персонал, который целенаправленно занимался развитием персонажей, добычей редких игровых артефактов и прочим. Судя по тому, что таких «ферм» становится все больше, бизнес этот весьма прибыльный.
Цена вопроса
Чтобы подробнее ознакомиться с расценками, корреспондент «Жизни» посетил ряд тематических интернет-сайтов. В среднем, за развитие персонажа популярной во всем мире онлайн-игры «World of Warcraft» просят около ста пятидесяти долларов. На это у команды профессиональных игроков, знающих все секреты и нюансы, уйдет до девяти дней. Добыча разнообразных игровых достижений обойдется клиенту несколько дороже, от 250 до 600 долларов. Как правило, оплата производится при помощи кредитных карт или электронных кошельков. Кому как удобнее.
Можно бесконечно долго спорить о целесообразности платы реальных денег за нереальные вещи, но миллионы людей делают это ежедневно, и спрос постоянно растет.
Правда, можно найти и дешевле. К примеру, некоторые сайты выступают в роли торговых площадей, где игроки могут заниматься продажами самостоятельно. Похожие площадки имеются во всех популярных социальных сетях.
Здесь цены значительно ниже, да и торговаться никто не запрещает. Хотя люди бывалые не спешат иметь дело с любителями, ведь среди них хватает мошенников.
«Я не считаю, что уплата денег за несуществующие вещи – это блажь, – заявил корреспонденту «Жизни» один из покупателей, зарегистрированный под именем Chip. – В реальной жизни меня можно назвать успешным человеком. Мне 36 лет, работаю в серьезной компании, состою в браке. Игры – это мое хобби, способ расслабиться. Я трачу на них по нескольку часов в неделю и не имею возможности самостоятельно заниматься своим персонажем. Потому я плачу тем, у кого на это хватает времени, и взамен получаю возможность играть в свое удовольствие, общаясь с интересными людьми».
Можно бесконечно долго спорить о целесообразности платы реальных денег за нереальные вещи, но миллионы людей делают это ежедневно, и спрос постоянно растет. Так почему бы вместо того, чтобы продавать дешевую парфюмерию или раздавать листовки, не попробовать зарабатывать играя?
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ