Красноармейск – один из городов Донецкой области, на некоторое время практически исчезнувший из информационного пространства региона. Не считая, конечно, милицейских сводок и деловых сообщений предприятий, работающих на его территории. Пообщавшись с его жителями и исполняющей обязанности городского головы Галиной Гаврильченко, журналист «Жизни» решил выяснить, чем сегодня живет город.
Галина Александровна, вы исполняете обязанности мэра уже довольно длительное время, ожидаются ли выборы в ближайшее время, особенно с учетом того, что суд вынес приговор по делу прежнего руководителя города?
Суд действительно был, приговор вынесен. Сейчас, насколько мне известно, готовится рассмотрение апелляции по этому делу. Но даже если сегодня-завтра состоится апелляционный суд, сиюминутного решения он не примет, поскольку дело серьезное. В любом случае, подтвердят приговор или не подтвердят, существует длительная законодательная процедура: решение о назначении выборов должна принять сессия городского совета, отправить это решение в Верховную Раду, а народным депутатам необходимо все обсудить и проголосовать за назначение выборов, которые за три месяца объявляются и за два проводятся.
Сами понимаете, что сделать это за несколько ближайших месяцев нереально.
Но мы никогда не ориентировались на тот факт, будут выборы или нет. Люди, с которыми я работаю, депутатский корпус, исполком, не ожидают выборов, а просто работают. Мы достойно перезимовали, обеспечили теплом все социальные объекты (это, кстати, единственный год, когда у нас не было жалоб на холодные батареи).
Достаточно большие деньги выделили на замену подъездных козырьков и практически завершили данный процесс. Заменили электрощитовые, выделили средства на газификацию (город газифицирован уже на 90%), обновляем парк коммунальной техники, устанавливаем комбинированную спортивно-игровую детскую площадку в центре города, новые остановочные комплексы, готовим к зиме водоканал, теплосеть, весь жилой фонд.
Собственных финансовых ресурсов не хватает, конечно. Мы, к сожалению, не получаем финансовой поддержки от государства и области.
Государственную денежную субвенцию имеем только на ремонт городских дорог.
Почему, на ваш взгляд, в СМИ практически нет информации о том, как развивается город?
Всю информацию о том, что делает городская власть, любой житель может прочесть на нашем официальном сайте. Мало того, он может посмотреть планы работ и увидеть, что сделано или планируется сделать в его доме, какие работы будут проводиться и когда ожидать ремонта. И не только у себя в доме, но и в школе, куда ходят его дети, в больнице, которая обслуживает его участок, и так далее.
В текущем году, например, запланированы очень большие объемы ремонтных работ в учебных заведениях – от замены водопроводов и системы отопления до ремонта фасадов. Продолжаем реконструкцию и одного из крупнейших в Украине спортивных сооружений – стадиона «Металлург». И все это, повторюсь, за счет собственного финансового ресурса. Нам удалось на конец прошлого года аккумулировать средства, не растратить их и с начала года приступить к необходимым плановым ремонтам.
Проблемы, разумеется, существуют, и если средства массовой информации замечают только их, то вопрос не к городскому голове. Мы доступны для СМИ, стараемся предоставлять разностороннюю информацию.
К слову, мы проводили опрос жителей города, нравится ли им жить в Красноармейске и какие, на их взгляд, существуют здесь проблемы. Многие жаловались на безработицу и качество медицинского обслуживания, говорят, чтобы пройти полноценное обследование, едут в Димитров, там есть МРТ…
Мы сейчас как раз занимаемся реконструкций центральной районной больницы и готовим площади для установки МРТ, проект уже прошел ядерную экспертизу в Киеве. В нынешнем году в рамках медицинской реформы закупили медицинское оборудование на 20 миллионов. А также – машины «скорой помощи», авто для семейных врачей, велосипеды, медицинские сумки, мебель. К тому же Красноармейск – один из восьми городов в Донецкой области, где работает детская молочная кухня, обеспечивающая детей в возрасте до года бесплатной молочной продукцией. Финансирование на ее содержание в год – полмиллиона гривен. В рамках проходящей медицинской реформы возник вопрос: что делать с этим учреждением? Однозначно хочу заверить, что будем изыскивать возможности для сохранения в городе детской молочной кухни.
Что касается безработицы, то, по статистике центра занятости, это не настолько актуальный для города вопрос. Сегодня нужны рабочие на шахты, но они не идут, нужны сварщики, токари – тоже в дефиците. Сейчас отдельные предприятия, в силу экономических причин, временно приостановили работу… Всегда есть вакансии в исполкоме… Но нельзя сказать, что у нас абсолютная безработица и ситуация критическая. Другое дело, что человек ищет, где заработная плата повыше… Хотя в Красноармейске зарплата всегда была достаточно высокой и ее средний уровень – более 5 тысяч, благодаря чему мы занимаем второе место в регионе после Новогродовки.
В Красноармейск, согласно административно-территориальному устройству, входят город Родинское и поселок Шевченко. Ваше мнение по поводу существующего устройства и по поводу президентской реформы, призванной упростить территориальное деление…
Реформа нужна несомненно. У поселка Шевченко и города Родинское нет экономической возможности быть самостоятельными, поэтому они требуют административного присоединения. У них практически нет своего бюджета, они существуют на дотации. Бюджет города Родинское в текущем году просто провальный, а им за счет бюджета необходимо содержать детские сады, дом детского творчества и аппарат управления. Средств не хватает, и мы вынуждены за счет нашего базового бюджета содержать социальную сферу этих населенных пунктов. К тому же территориальное присоединение даст существенную экономию за счет сокращения административного ресурса.
Чем Красноармейск может привлечь инвестора?
Конечно, нам сложно похвастаться глобальными поступлениями, но мы привлекаем инвестора для строительства современных энергосберегающих котельных, что очень важно для города. Закончили проект строительства и теперь готовимся к экспертизе мини-очистных сооружений. Готовы проекты по реконструкции водонапорных станций, мы подали их для участия в государственных программах финансирования, но движения пока нет. Будем надеяться…
Год финансово сложный. Пользуемся тем ресурсом, который удалось сохранить на конец прошлого года.
Кроме земли, мы ничего больше не можем предложить, территории земельных участков достаточно большие, и даже есть помещения, пригодные для использования. Привлекая инвестора, важно понимать, насколько это интересно городу, будут ли отчисления в городской бюджет? А если придет инвестор и станет направлять деньги неизвестно куда и бюджет от этого ничего не выиграет, то зачем такой инвестор нужен?
Допустим, за счет внутреннего инвестора – малого бизнеса – мы решили проблемы общественного транспорта в городе. Частный перевозчик обслуживает 72 маршрута. Для Красноармейска это много. Налажено у нас и функционирование школьного транспорта – подвозим к школам детей из близлежащих сел и Родинского. Чтобы сэкономить какие-то средства, сокращаем управленческий аппарат, заставляем коммунальные управления находить и собственные источники для жизни. Пришло время, когда коммунальные предприятия должны думать, как заработать деньги, т. е. о хозрасчете.
Лето – пора отпусков. Вы уже были в отпуске? Где планируете отдыхать?
Если получится, поеду с дочерью в Киев или Беларусь. Обязательно поделюсь впечатлениями…
Жанна Лавриненко
Как и чем живет Красноармейск?
Андрей и Сергей, студенты Красноармейского индустриального института (2-й курс), родом из Родинского и Димитрова:
Красноармейск нравится тем, что здесь, в отличие от больших городов, тихо и стабильно – для учебы это очень хорошо. Здесь можно не обращать внимания на суматоху, которая отвлекает. Конечно, волнуют проблемы и вопросы всего государства, но в первую очередь, касающиеся образования. Хочется быть уверенными, что после института получится устроиться на хорошую работу именно в Донбассе – уезжать отсюда не хочется.
Мария Анатольевна, пенсионерка, жительница Красноармейска:
Вся жизнь складывается из того, что решаем какие-то будничные ежедневные вопросы. Да, со временем все меняется, лет пять назад было сложнее – с теми же чиновниками в учреждениях разных. Сейчас стали повежливее. Но все равно очереди, проволочки. Я лично уже много лет пытаюсь добиться ремонта электричества возле своего дома, мне обещают: ждите, скоро починим. А ведь надо понимать, что каждый такой маленький вопрос – это и есть наша жизнь.
Наталья, медсестра, жительница Красноармейска:
Живем как все – трудимся, учимся. За последние годы, конечно, в чем-то стало лучше. Город облагораживают, что-то строят. Меня, естественно, больше интересуют насущные вопросы – у меня годовалый ребенок, на этом сосредоточено все мое внимание. Политикой принципиально интересоваться не хочется – они там сами все так напутали, что и желания нет. Тот же сланцевый газ – нет чтобы просто и доступно всем все объяснить, а у нас же это все сразу переросло в политику.
Иван Сергеевич, пенсионер, житель Красноармейска:
Не могу сказать, что в этом городе жить стало лучше. Я пенсионер с 40-летним рабочим стажем сварщика – а какая у меня пенсия, мне стыдно даже говорить. Просто обидно, что жизнь пришла к этому. Тем более жаль, что кажется, что все вокруг все прекрасно знают – и власть, и люди простые, что много проблем, но делать никто ничего не хочет – цены все равно растут, «коммуналка» все дороже и хуже. Но это, разумеется, проблемы не только города.