Многие общественные советы существуют уже по полтора-два года, однако взаимопонимания между ними и органами власти по-прежнему нет. О том, почему хорошая инициатива по привлечению к государственной работе активных людей так скверно реализуется, газета «Жизнь» расспросила Вячеслава Редько, который уже четыре месяца исполняет обязанности главы Общественного совета при Донецкой облгосадминистрации.
Государственная политика
Вы недавно встречались с двумя вице-премьерами в Киеве. Расскажите об этом.
Кабинет министров начал очень активно способствовать работе общественных советов при всех органах. В этот раз мы встречались с вице-премьером – министром социальной политики Сергеем Тигипко и вице-премьером – министром здравоохранения Раисой Богатыревой. Они с интересом смотрят на инициативы общественности. Кстати, это уже третье мероприятие Кабмина, на котором присутствовали все главы общественных советов.
В правительстве позиция общественности сейчас очень интересна. Наконец-то возникло понимание, что гражданское общество должно принимать активное участие в законодательных инициативах. Хотя, если говорить объективно, общественность не всегда готова к этому и не всегда верит, что это возможно.
Какие вопросы удалось обсудить?
Обсуждалось постановление Кабинета министров № 996 от 3 ноября 2010 года «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики», на основании которого появились общественные советы. Работать с постановлением очень трудно, поскольку оно ограничивает возможности общественных советов. Надеюсь, к концу года с нашим участием нормативный акт усовершенствуется и Кабмин примет новую редакцию.
Ряд предложений внес общественный совет при Донецкой облгосадминистрации. Например, о проведении не менее трех встреч в году руководства органа, при котором создан общественный совет, с руководящим органом общественного совета, что позволит наладить их продуктивное взаимодействие. А также о продлении каденции советов с двух до четырех лет, об изменении положения о количественном составе, о создании общественных советов в крупных городах, которые не являются областными центрами.
Вы чувствуете поддержку государства?
Да, сегодня мы ощущаем поддержку государства. На встрече 5 июля Раиса Богатырева сказала: «У вас сегодня очень сильный союзник, в лице премьер-министра, который находит время, проводит встречи с главами общественных советов…»
По результатам встречи Николая Азарова с главами общественных советов вышло поручение, которым, в частности руководителям центральных и местных органов власти, поручено обеспечить привлечение общественного совета к реализации социально-экономических реформ, включить председателя общественного совета в состав коллегии соответствующего органа власти, создать надлежащие материально-технические условия для работы общественного совета.
Проблемы роста
Деятельность общественного совета нельзя назвать эффективной, в чем вы видите причину?
Учитывая, что общественный совет создан при Донецкой облгосадминистрации, в его эффективной работе должно быть заинтересовано, прежде всего, руководство облгосадминистрации. Для работы совета, в первую очередь, нужно взаимодействие с органами власти, а с марта текущего года, когда я стал исполнять обязанности главы общественного совета, так и не прошло ни одной встречи, ни с председателем Донецкой ОГА, ни с его заместителями, хотя соответствующее письмо мы направили еще в апреле. Необходимо создание надлежащих материально-технических условий, как минимум предоставление соответствующего помещения, где члены общественного совета могли бы работать (а это представители 71 общественной организации).
Сейчас представители многих общественных организаций отсеялись, поскольку они хотели получить какие-то преференции, но увидели, что этого нет. Остались люди, которые хотят что-то делать. Их мало, если 10% активны, то это хорошо.
Сегодня общественный совет – это небольшая инициативная группа людей, выполняющих за свои деньги определенную работу. К примеру, я во все командировки езжу за свои деньги.
Сегодня и завтра
Общественные советы созданы при областных государственных администрациях. Что вы можете дать местной власти?
Для областных администраций это хороший инструмент для того, чтобы привлечь общественность к работе, а где-то, если надо, выпустить пар. Скажем, любой неудобный вопрос, который чиновник по каким-то причинам не может поднять, он имеет возможность вынести на обсуждение общественного совета. На практике Кировоградской, Ивано-Франковской, Полтавской областей я вижу, что очень эффективно они работают.
Ваш предшественник, Владимир Кипень, говорил мне, что в последние годы наблюдается всплеск активности гражданского общества. Вы с ним согласны?
Знаете, всплеск есть, только не тот всплеск, который я хочу. Это постоянно действующий гейзер, но он на кухне, в кабинетах. Вот там всплеск есть, а когда человека берешь за руку и говоришь: давай что-то делать, он пропадает. Развитие гражданского общества в нашем регионе в стадии раннего развития.
Опыт
Где дела с общественным советом обстоят лучше всего?
Я побывал в Полтаве, Ивано-Франковске, Кировограде, там ситуация с общественными советами кардинально отличается от нашей. Например, в Кировоградской области есть полное взаимопонимание между губернатором и общественным советом. Для работы совету предоставили отдельно стоящее здание, обеспечили оргтехникой. Позиция губернатора – Сергея Ларина такова: они (члены общественного совета) – работяги, а не потребители, поэтому им созданы все условия для работы.
Николай Азаров, Сергей Тигипко, Раиса Богатырева находят время для встреч с главами общественных советов, а у губернатора Донецкой области, к большому моему сожалению, его пока нет. Достучаться до губернатора через его заместителей, руководителей управлений оказалось нерешаемой задачей, а есть вопросы, которые без его личного участия решить невозможно. Хотелось бы надеяться, что учитывая интерес к общественным советам первых руководителей Кабмина, и в Донецкой области в вопросе нашего взаимодействия вскоре произойдут кардинальные изменения.
Вы считаете, власть должна делегировать часть функций общественности?
Придет время, когда часть работы переложат с плеч чиновников на общественников, и Сергей Тигипко, кстати, данную точку зрения поддерживает.
Например, организации по защите животных тратят свое время, силы и средства, чтобы оказывать помощь бездомным животным. А сколько общественных организаций, которые занимаются экологическими вопросами, привлекая к своей работе волонтеров? И подобныых людей немало. Вот такие общественные организации нужно поддерживать, найти механизмы мотивации и органам власти тесно взаимодействовать с ними.
Почему бы не поручить им работу по контролю? И немножко, может быть, им помогать финансово, скажем, компенсируя стоимость переездов.
Вопросы будущего
В свое время Андрей Шишацкий говорил «Жизни», что общественные советы должны иметь возможность заслушивать, например, мэров городов. Вы считаете это необходимым?
Это очень хорошая мысль, ведь должность мэра – выборная, его избирала громада, и он напрямую подотчетен ей. И абсолютно нормально, если общественные советы будут иметь возможность заслушивать их.
К сожалению, не во всех городах Донецкой области созданы общественные советы (например, Донецк, Макеевка, Мариуполь не спешат с их созданием). Власть не видит или не хочет видеть в этом органе союзника, а ведь общественный совет нужно рассматривать не как оппонента, а как помощника власти.
Личная мотивация
Почему вы пошли по пути общественной деятельности?
Когда занимаешься политической деятельностью, ты нацелен на определенные задачи, и другая сторона автоматически тебя воспринимает как оппонента. Я для себя принял решение: я не иду ни в какие политические проекты, хотя мне предлагали. В общественных советах, на мой взгляд, очень большая перспектива. Здесь более широкие возможности, делить нечего, есть желание, бери и работай.
Часто говорят, что государство ничего не хочет делать для народа, государство нам не дает… Но ведь государство – это мы с вами! Нужно самим принимать активное участие в жизни своей страны, никто не придет и ничего за нас не сделает.
В Европе не кладут плитку, пока не изучат, где население ходит. А у нас кладут там, где удобно строителю, а потом люди ходят там, где удобно им. Тропы – в одном месте, а асфальт или плитка – в другом.
У нас законы рождаются сверху вниз, от парламента к населению. Я называю это эффектом сосульки: спустили сверху закон, а по пути он тает. Все должно быть наоборот: растение растет снизу вверх.
Иван БУХТИЯРОВ