Посол Евросоюза в Украине Ян Томбинский вечером 19 января обратился к протестующим с призывом «не обострять уже и так очень сложную и опасную ситуацию. Нападения на полицию могут дать аргументы тем, кто не поддерживает политическое урегулирование кризиса».
После этого конфликты в Киеве стали объектом пристального внимания со стороны Европейского союза. На заседании Совета ЕС по иностранным делам была принята резолюция, в которой содержался призыв к властям и оппозиции «проявить сдержанность» и «путем широкого диалога» найти демократический выход из сложившегося кризиса, «который бы удовлетворил чаяния украинского народа».
С подобным, хоть и более критическим по отношению к украинской власти заявлением выступил Совет безопасности США. Его основными посылами стали, с одной стороны, требование к власти «принять меры и выполнить требования оппозиции», а с другой – призыв к оппозиционным лидерам «вернуть мирный характер протестов». Вместе с тем можно отметить, что далеко не все американские политики поддерживают официальную линию Вашингтона в отношении оппозиции и протестов в Украине. Напомним, что не так давно, в декабре 2013 года, влиятельный американский конгрессмен-демократ Хакким Джеффрис заявил о «возрастании в Украине национализма» и призвал все политические силы отказаться от сотрудничества с ВО «Свобода», обвинив ее в «пропаганде неонацизма». Несколько ранее с подобной критикой выступал представитель МИД Израиля.
К согласию призвал и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. «Я призываю все стороны принять участие в содержательном, устойчивом и всеохватывающем диалоге, в ходе которого будет выработана взаимная договоренность о будущем пути вашей страны», – говорится в официальном обращении, опубликованном на сайте ООН.
Однако выход из кризиса через поиск компромисса, видимо, нравится далеко не всем зарубежным политикам. Некоторые из них выразили явную поддержку оппозиционным силам, тем самым, фактически, «подлив масла в огонь».
Представители ОБСЕ заявили, что принятые законы «противоречат европейским обязательствам и правовой практике демократических государств».
Хотелось бы отметить, что, согласно принятому закону, ответственность за «нарушение правил проведения митингов и собраний» максимально составляет 10 суток административного ареста. А такое же правонарушение, например, во Франции, может повлечь до 1 года заключения или 15 тысяч евро штрафа. Видимо, основное «противоречие наших законов европейской правовой практике» в недостаточной жесткости?
Мировые и европейские лидеры по-разному оценивают происходящее в Киеве. Но большинство из них требуют от украинских политиков вернуть мирный характер протестов и сесть за стол переговоров.
Но наиболее резким стало заявление одиозного министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта (напомним, в отношении него в свое время велось расследование относительно организации военных конфликтов и геноцида в Африке), в нем он обвинил украинские власти в применении «репрессий», из-за которых и произошли столкновения.
С критикой таких позиций выступил глава российского министерства иностранных дел Сергей Лавров. Он заявил что европейские политики отчасти виновны в эскалации конфликта и призвал «вернуть ситуацию в конституционно-правовое поле».
Не остались в стороне от киевских событий и международные СМИ. Так, например, известная английская газета «Financial Times» на первой полосе опубликовала свою трактовку происходящего в Украине. По ее мнению, «насилие возникло не только из-за принятых антипротестных законов, но и вследствие разочарования протестующих в лидерах оппозиции. Сейчас главная опасность в том, что если неудовлетворенность будет нарастать, лидеры совсем утратят контроль над ситуацией» – прогнозирует одна из главных аналитических газет Великобритании.
Вместе с тем реакция некоторых европейских СМИ кажется, мягко говоря, очень своеобразной. Например, известное немецкое издание «Шпигель» назвало события в Украине «репрессиями против народа», видимо, забыв, что применение водометов в декабре 2013 г. в Гамбурге было «адекватной реакцией власти на беспорядки». И таких примеров множество. Украинскую прессу часто обвиняют в заангажированности, но полистав несколько газет или переключив каналы, можно услышать разную трактовку одних и тех же событий. Что же касается европейской «четвертой власти», то объективность пытаются сохранить лишь наиболее авторитетные издания.
Привычно жесткой стала реакция российских СМИ. Газета «Аргументы и факты» назвала силовое противостояние 19-20 января «попыткой фашистского мятежа» и обвинила европейских и американских представителей в политике «двойных стандартов» (имеется в виду поддержка протестов в Украине при жестком подавлении подобных вещей в своих государствах).
Несколько более сдержанно выступил интернет-портал «Газета.Ру». Он констатировал разочарование Майдана в лидерах оппозиции и единственным реальным достижением назвал «согласие Виктора Януковича сесть за стол переговоров», отметив при этом, что оно «было достигнуто дорогой ценой – более сотни протестующих получили ранения».
Таким образом, перерастание протестов в силовое противостояние нашло живой отклик как среди мировых политиков, так и средств массовой информации. Большинство из них видит выход через диалог между сторонами конфликта. Многие европейские политики готовы при определенных обстоятельствах выступить в качестве посредников. На этом фоне резким противоречием выглядят заявления отдельных политиков и СМИ, которые, принимая сторону оппозиции, тем самым усиливают противостояние.
Поэтому нам остается лишь пожелать, чтобы и в Украине, и в Европе победила все-таки взвешенная, разумная позиция и был найден компромиссный вариант выхода из сложившейся ситуации.
Алексей БАСАКИН