7 апреля в Киеве состоялась презентация предвыборной программы кандидата в Президенты Украины от Партии регионов Михаила Добкина.
Основные тезисы программы, по блокам, кроме самого Добкина, излагали хорошо знакомые лица: Ирина Бережная, Нестор Шуфрич, Дмитрий Табачник… В зале присутствовали многие депутаты от ПР: Владимир Рыбак, Анна Герман, Борис Колесников, Ефим Звягильский, Валентин Ландик, Владислав Лукьянов, Татьяна Бахтеева…
Главной задачей власти в программе Партии регионов названо «сохранение целостности страны, мира и порядка, обеспечение безопасности и достойных условий жизни граждан».
ПР декларирует: прозрачность и открытость государственных решений; ликвидацию льгот для чиновников и депутатской неприкосновенности; борьбу с коррупцией; снижение доли государственных закупок, введение электронных торгов , прозрачный рынок земли; открытые избирательные списки партий; прямой диалог избирателя с властью.
«Бюджетная автономия», русский язык, как второй государственный, «ежегодное увеличение и своевременность всех социальных выплат», «достойные пенсии» и внедрение системы медицинского страхования – вот те тезисы программы, которые, вероятно, станут основными электоральными «фишками» Михаила Добкина в президентской гонке.
Как когда-то «папередников», регионалы раскритиковали нынешнее правительство и ни слова не сказали о ситуации на юго-востоке страны, где само проведение президентских выборов стоит под угрозой.
- Борис Викторович, в программе вашего кандидата не отражены события, которые происходят сейчас в Донецке. То есть, она рассчитана на мирное время. Это вселяет оптимизм.
- В программе нашего кандидата не может быть ситуативных положений, потому что программа рассчитана на 5-7 лет вперед. То есть, это программа действий, а не программа реакции. На события должна реагировать власть, а не оппозиция.
- Добкин сказал, цитирую: «цель – передать власть из центра на места. Можно по-разному называть это: децентрализация, федерализация». Но ведь политически это совершенно разные понятия. Все-таки: децентрализация или федерализация?
- В программе партии написано «децентрализация». Если он и говорит о федерализации, то исключительно о бюджетной. Правильнее это назвать - бюджетная автономия. В федерализации есть одна, но сверхсерьезная опасность – это раскол. Когда губернаторы из-за своих личных политических амбиций могут объявить о выходе из состава страны. Поэтому - нейтральная страна с максимальными бюджетными полномочиями регионов, с прямыми выборами председателей областных советов, и всеми деньгами в области, кроме НДС и акцизов, – это и есть выход из ситуации. Ну и, конечно, два государственных языка – это уважение к регионам. Неуважение к регионам и привело к событиям в Крыму и на Востоке Украины.
- Почему все-таки Добкин?
- Он выиграл партийный праймериз на съезде. Причем 1 к 10. У него - 315, у Тигипко - 35.
- А по соцопросам у него больше показатели, чем у Тигипко?
- Он отстает на 2 процента, по последним соцопросам. Но впереди еще 50 дней, которые решат все. Все-таки Тигипко шел в 2010 году отдельным проектом, как «Сильная Украина», до этого - «Трудовая Украина», до этого – я уже не помню, наверное, ЦК ВЛКСМ. Поэтому тяжело, конечно, Михаилу Добкину – региональному лидеру, пройти такой путь быстро. Но симпатии регионалов на его стороне. Почему? - Потому что он прошел местный этап, он выиграл выборы во втором городе Украины, руководил Харьковской областью, поэтому у регионалов он вызывает больше симпатий.
- Он у многих ассоциируется как часть «сладкой парочки»: Кернес-Добкин. Кернес тоже будет где-то с ним? Почему сейчас его не видно?
- Кернес - действующий мэр Харькова, и почему его здесь должно быть видно? - Это первое. Второе – все ассоциации связаны с тем клипом, который снимали в кампании 2007 года. Такое действительно было. Но с тех пор много чего изменилось…
- То есть, Добкин – самостоятельный кандидат?
- Ну, точно не кандидат Кернеса (смеется). Послушайте, если 23 организации были на Совете регионов, из них 21 поддержала Добкина, значит, это не Кернес его выдвинул, а партия. Так же?
- Когда Бережная начала критиковать действия нынешнего правительства за состояние экономики – это выглядело так, как будто вы критикуете себя, ведь правительству всего месяц…
- Правительство за месяц уже сделало столько, сколько Азаров не нанес вреда экономике за 15 лет. Правительство вместо того, чтобы сокращать расходы, предлагает налог на вклады населения. Такое есть в мире, но это через 20 лет можно предлагать. Надо сокращать затраты – это первое. Второе – если хотите бюджет наполнять, то закройте контрабанду, закройте все обналичивающие площадки, дайте дорогу малому, среднему и большому бизнесу.
- А конверты еще не закрыты?
- Если у правительства нет денег, - то нет, еще не закрыты. Потом, они вводят прогрессивную шкалу налогообложения. Из Франции сколько бизнеса убежало из-за такой шкалы? Уже ведь есть исторический опыт! Пока страна не вышла на рельсы развитой экономики нельзя вводить никакие прогрессивные шкалы. Это же было еще в 90-х годах, когда по шкале 25-40 собирали – ноль, деньги собирали по шкале 10-15-20. Поэтому Добкин предложил простую единую ставку на 10 лет, чтобы инвесторы были спокойны и работающие люди были спокойны.
- Борис Викторович, партия ведь была у власти 4 года, почему тогда это не делалось?
- Так мы же сделали две шкалы -15 и 17 процентов – все понятно…
- Это по налогам. А вообще, если брать всю экономическую и социальную часть программы Добкина? Например, 3% годовых по кредитам на жилье, которые он обещает?
- Мы начали это делать. Но финансовый блок правительства Азарова эту программу заморозил. По необъяснимым для меня причинам. Хотя мы посетили все заводы: финские, итальянские, немецкие, сделали уже выбор, можно было работать… - Современное панелестроение в мире по качеству точно не хуже, я бы сказал, даже лучше, чем монолитно-каркасный способ. Затрат намного меньше, скорость строительства – фантастическая, можно было успешно работать в этом направлении.
- Когда я слушал презентацию программы вашего кандидата, не мог отделаться от ощущения, что я слушаю «Покращення життя вже сьогодні» номер два.
- "Покращення життя вже сьогодні" – это лозунг избирательной кампании 2006 года. И понятно, что сегодня быстро улучшить жизнь, исходя из такой экономической ситуации и сегодняшней девальвации – просто невозможно. Но, то что говорил Добкин – это все реально. Там нет ни одного нереального пункта. По крайней мере, этот путь принес успех: в Японии после войны, в Южной Корее, и самый успешный опыт, конечно, - Китай. Когда около 40% экспорта идет в страны Европейского союза, примерно 40% – в Таможенный союз и 20% - на мировой рынок, то какой еще путь можно назвать успешным, как не политику открытых дверей?
- Последний вопрос: каковы шансы вашего кандидата, как Вы лично их оцениваете?
- Я не астролог, но я знаю, что партия будет бороться за второй тур.
ostro.org