Один за всех и все за одного?
Письмо, пришедшее в редакцию газеты «Жизнь» от жительницы села Николаевка Волновахского района, в который раз подтвердило известную поговорку: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Как выяснилось, в районах области, где сельские советы на ладан дышат, у жителей иного пути попросту нет.
По дороге бед
«В фильме «Фонтан», прошедшем когда-то по телевидению, описана история одного жилого дома, в котором по чьей-то воле отключали то свет, то воду, то отопление. Люди смотрели фильм и смеялись: такой абсурдной казалась история дома. А я не смеялась ни тогда, ни сейчас: я жила и живу в таком доме», – говорит Марина Жмутская.
По словам жительницы многострадального дома по улице Ленина, 63, в разные годы люди были вынуждены существовать без отопления, воды и электроэнергии: «Вода в кружке, стоящей возле кровати моей бабушки, за ночь замерзала, потому как температура в ее спальне опускалась ниже 5 градусов, и спала 90-летняя старушка в пальто, платке и рукавицах. Но все это было в годы перестройки, бурных политических событий в стране. Что же происходит с нашим домом сегодня?» – задается вопросом обратившаяся в газету «Жизнь» читательница. – Дом находится на балансе Николаевского сельского совета, отапливается газом в основном автономно, почти в каждой квартире – свой газовый котел. Когда возникают проблемы, решаем их сообща – подъездами или домом в целом. К примеру, всем подъездом (6 квартир) делаем ремонт и замену дымовентиляционных труб, чистим канализационные люки, меняем трубы, вставляем окна и двери, производим замену санузлов. И делаем это за собственные деньги: за 24 года проживания в этом доме никто, к кому бы мы не относились – колхоз, коммунхоз, совет, – не сделал для нас ничего, не потратил ни копейки из своего бюджета».
Николай Бышок:
«Дом не может быть ничейным – необходимо юридическое лицо, которое бы несло ответственность за исправность тех или иных систем».
В декабре, ссылаясь на неисправность дымовентиляционных труб, газовая служба вознамерилась отключить в доме газ. Для жителей 16 квартир это означало лишь одно – голодная и холодная смерть. «Не только души не согреешь, но и простого чая: печки-то у нас тоже газовые, – пояснила Марина Жмутская. – Мы всем домом собирали деньги, искали мастеров, кто рискнет по снегу лезть на крышу двухэтажного дома, помогли жильцам 13-й квартиры отремонтировать вентиляционную шахту, добились составления актов газовой службой, чтобы газ нам все-таки не отключили».
Обратная сторона медали
Для разъяснения вопроса корреспондент «Жизни» обратился к заместителю председателя Волновахской районной государственной администрации Николаю Бышку. Оказалось, что с проблемами дома № 63 руководство района знакомо, а все попытки прийти к единому мнению с его жильцами являются тщетными.
«На сегодняшний день дом никто не обслуживает. Специализированного предприятия либо ЖЭКа в селе Николаевка нет, – отмечает Николай Бышок. – Дом находится на балансе Николаевского сельского совета. Однако совет существует на грани выживания, взять с него нечего. Жильцы же дома хотят переложить ответственность именно на него. И это при том, что ни копейки сельскому совету не платят. В данной ситуации есть только один выход – создание ОСМД (объединение совладельцев многоквартирного дома). С жильцами дома по улице Ленина, 63 этот вопрос мы обсуждаем на протяжении 6 лет, но не можем прийти к согласию – создавать объединение они не хотят. Мы же разъясняем, что дом не может быть ничейным – необходимо юридическое лицо, которое бы несло ответственность за исправность тех или иных систем. К примеру, сегодня газоснабжающее предприятие подает туда газ, и поставщик должен быть уверен, что газ подается безопасно. Именно таким гарантом должно выступать юридическое лицо, подписывающее договор на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения».
Позиция жильцов дома поначалу казалась непонятной, ведь, по большому счету, они уже сейчас выполняют функцию ОСМД – самостоятельно контролируют системы жизнеобеспечения дома, устраняют неисправности. «У меня есть примеры того, как создавались и тут же распадались ОСМД. Только в Волновахе два дома ушли из ОСМД и опять перешли в домоуправление на обслуживание, потому что собираются денежные средства, расходуются, а затем их спрашивают с председателя. И даже если он ни копейки лишней не взял, получается крайним: что-то сделано неэффективно, что-то сделано не так, как хотелось, – поясняет Николай Бышок. – Тем не менее, другого выхода из ситуации просто нет. Сейчас важно найти человека, который будет нести ответственность за этот дом (конечно же, вместе с его жильцами). Отдел жилищно-коммунального хозяйства Волновахской районной администрации оказывает любую консультативную помощь, то есть мы рассказываем, как создать объединение, помогаем зарегистрироваться».
Наталья ЛЕХАН