Участники "народного схода" в московском районе Западное Бирюлево разгромили торговый центр, перевернули несколько машин и устроили драку с ОМОНом.
По разным оценкам, в акции приняли участие от 1,5 до нескольких тысяч человек, задержано около 400, но правоохранительные органы не исключают повторных выступлений. Личный состав московской полиции поднят по тревоге, возбуждено уголовное дело по статье "Хулиганство". Манежная площадь была оцеплена и перекрыта – видимо, от греха подальше. Напомним, в 2010 г. подобные события закончились многотысячным митингом и метанием файеров под стенами Кремля.
Жители спального района взбунтовались из-за произошедшего накануне убийства 25-летнего Егора Щербакова, по предварительным данным оно совершено выходцем с Кавказа. В субботу вечером у местного отделения полиции собрались около 40 человек, которые требовали найти убийцу Щербакова и закрыть местную овощную базу – место обитания многочисленных мигрантов. Милицейское начальство пообещало найти преступника и организовать народные дружины. Ситуация, казалось, была исчерпана. Но в воскресенье ближе к вечеру в Западное Бирюлево начали стягиваться, следуя распространенным в соцсетях призывам, футбольные фанаты и активисты националистических движений. Мирный протест перерос в массовые беспорядки.
Подобные вспышки протеста приходится наблюдать все чаще и чаще, самые массовые – подобно событиям в Кондопоге, Сагре или Пугачеве – на слуху, но на самом деле это – лишь вершина айсберга. Не такие массовые выступления против засилья этнической преступности происходят намного чаще, что примечательно – всегда по одному и тому же сценарию. Убийство местного жителя – стихийный митинг (почему-то их окрестили "народными сходами") и возмущенные граждане отправляются бить приезжих (если милиция не остановит). Специалистами уже давно описан "кондопожский сценарий", который на протяжении последних нескольких лет настойчиво и методично реализуют ультраправые организации. Националисты отслеживают случаи насилия со стороны приезжих (как правило, это бытовые стычки, поножовщина - главное, чтобы пострадавший был местным). Затем активисты организаций "раскручивают" тему в соцсетях, высылают на место своих эмиссаров, организуют сход жителей (примерно так , на котором пытаются спровоцировать погром.
Что интересно – иногда удается, а иногда – нет. Например, в августе у станции метро "Улица Дыбенко" в Санкт-Петербурге народный сход против этнопеступности (причиной проведения акции послужило убийство 24-летнего петербуржца Михаила Михайлова) собрал около 300 человек, самых активных быстро "принял" ОМОН, остальные сами разошлись. Примерно тогда же "патриотические" ресурсы настойчиво призывали на похороны в том же Западном Бирюлеве "русского парня, зарезанного таджиками!". Но тоже как-то обошлось.
А вот пару месяцев спустя – уже не обошлось. Разумеется, вывести народ на митинг в октябре гораздо проще, чем проделать то же самое в августе. Однако вряд ли есть смысл списывать все исключительно на сезонный фактор. Похоже, нынешнему накалу страстей мы во многом обязаны столичной предвыборной кампании, в ходе которой "антимигрантская карта" активно разыгрывалась как властями, так и представителями оппозиции. Этническая преступность была практически официально признана одной из самых серьезных городских проблем. Полицейские выкуривали с рынков вьетнамцев и таджиков. По телевизору охотно демонстрировали переполненный лагерь в Гольяново с ожидающими высылки мигрантами. Грозили ужесточением миграционного режима и введением специальных трудовых виз. Возмущенный коллективный разум кипел… Но выборы прошли, и москвичи снова остались один на один с приезжими, постепенно захватывающими их исконные территории и демпингующими на рынке труда. Недавно президент Владимир Путин четко дал понять, что визовый режим со странами СНГ вводиться не будет – это оттолкнет от России бывшие советские республики.
Для России сохранение более-менее единого евразийского пространства – вопрос геополитический, это возможность сохранить себя в качестве центра влияния в регионе. За участие в глобальной политике России приходится платить: лояльность партнеров по СНГ приобретается в основном в обмен на российские нефть и газ, но на самом деле свободный доступ на российский рынок труда – такая же "валюта" в расчетах с союзниками, как и дешевые энергоносители.
Вот только эта нагрузка ложится дополнительным бременем на плечи простых россиян, а тут еще и кризис: их доходы падают, конкуренция на рынке труда растет. Произошедшее в Бирюлеве свидетельствует о том, что простые граждане категорически не желают больше платить за имперские амбиции российских властей. И, кажется, уже формируются политические силы, способные аккумулировать этот протест.
utro.ru