В труппе Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра есть много хороших актеров, настоящих мастеров, которым зритель сопереживает от первой до последней минуты спектакля. Но есть актеры, чьего появления на сцене ждут от постановки к постановке, чьи персонажи обсуждаются даже после того, как спектакль снимают с репертуара. Таких артистов можно смело назвать настоящими любимцами публики. Андрей Ершов, без сомнения, входит в их число.
Каков лично ваш итог уходящего года? Все ли получилось из того, что было задумано?
Год был очень тяжелым. Ушел из жизни наш художественный руководитель Марк Матвеевич (Бровун. – Прим.редакции), по которому мы очень скорбим. Этот человек был командором, адмиралом нашего корабля под названием «Театр». Однако театр не остановился: работает не просто в обычном, а даже в усиленном режиме. Уже без Марка Матвеевича мы отметили юбилей коллектива, на котором представили премьеру спектакля «Фредерик, или Бульвар Преступления» Э.-Э.Шмитта. Было очень много гостей из Киева, Москвы и разных городов Украины. Такое внимание к театру говорит о высокой оценке его деятельности. И вообще, приятно, когда часто в зрительном зале видишь губернатора области Андрея Владимировича Шишацкого, председателя Донецкого областного совета Андрея Михайловича Федорука, мэра города Александра Алексеевича Лукьянченко. Это значит, мы интересны и любимы. Кстати, город по случаю юбилея театра выделил коллективу квартиру, и было решено, что она будет предоставлена моей семье. Огромное всем спасибо за это, особенно Александру Алексеевичу Лукьянченко и нашему руководителю Наталье Марковне Волковой (генеральному директору-художественному руководителю. – Прим. редакции)!
Действительно, «Фредерик» удался. И именно ваш персонаж, судя по отзывам, покорил зрителя. Он очень живой, верящий в то, что делает. Вы такой?
В чем-то я узнаю в этом персонаже себя. Я всегда отношусь к своей работе очень честно, свято верю в то, что мы делаем, прислушиваюсь к пожеланиям коллег, режиссеров, мне всегда хочется приложить максимум усилий для свершения общего дела. Надеюсь, что это дает другие результаты, чем у моего героя (смеется). Очень важно было найти соответствующий характер для персонажа. Такой поиск происходит в процессе общения с режиссером, разговоров с коллегами, своей внутренней работы. Благодаря совместным усилиям и получился такой персонаж. Если зрителю он понравился, значит, мы все сделали правильно. В этом спектакле, мне кажется, каждый образ, созданный артистами, уникален, и успех спектакля – результат работы всего коллектива.
Вы много времени уделяете созданию образа. А можно ли к актерской профессии относиться просто как к работе?
Можно, но не нужно (смеется). Творчество нельзя рассматривать как простое выполнение физических или умственных действий. Где начинается бездушное выполнение работы, там пропадает творчество. Наша работа предполагает все-таки поиск, неожиданные решения. Недаром же театр в определенный период своего существования диктовал моду в общественной жизни. Необходимо стремиться к тому, чтобы творчество не становилось просто работой.
Зрителю не меньше полюбилась и роль Серого Мышонка в «Дне рождения кота Леопольда». Для детей играть проще или сложнее?
Слово «играть» здесь очень уместно. Конечно, это очень ответственно. Я получил роль Мышонка в 2003 году, когда только пришел в театр. Было важно зарекомендовать себя, как творческую единицу. Потому я очень старался, прикладывал максимум усилий для создания данного образа. За эту роль я получил приз зрительских симпатий на фестивале «Золотой ключик». Не могу сказать, проще играть для детей или сложнее…. Однако дети, конечно, – совершенно особенный зритель: к работе для них нужно относиться более внимательно. Если взрослый может что-то додумать, то ребенку все необходимо вложить в уши. Детей нужно учить. Каждый спектакль несет свою идею. Например, «День рождения кота Леопольда» – о добре, которое всегда побеждает зло.
Есть какое-то количество сыгранных спектаклей, после которого можно сказать: детские постановки – не мой уровень?
Не хотелось бы так думать, да и не думаю, если честно. Творческая жизнь полна удивительных театральных решений: сегодня я могу играть Гамлета, а завтра – Серого Мышонка. Сама игра на сцене доставляет удовольствие, и неважно, работаю ли я в постановках по пьесам Шекспира или в сказках. Важно подарить людям праздник, ради этого мы трудимся.
Вы упомянули роль Гамлета. Многие актеры мечтают именно об этой роли. Вы тоже?
После прочтения пьесы у меня не возникало подобного желания. Все изменилось, когда я посмотрел спектакль в Одесском русском драматическом театре им. А.Иванова, захотелось поработать над ролью. И все же нет такого ощущения: хочу играть только Гамлета или Ромео, или короля Лира. Хочется просто новых режиссерских идей, некой глубины. Я зарекомендовал себя как комедийный актер, но у меня была возможность сыграть Незнамова в спектакле «Без вины виноватые». Даная роль в мире драматургии сравнивается с Гамлетом по сложности исполнения. Для меня эта работа была неким преодолением себя, становлением в качестве драматического артиста. Это было очень важно. Не хотелось бы «замкнуться» только на комедийном амплуа, всегда хочется развиваться и соответствовать более широкому спектру ролей. Спасибо руководству театра за возможность профессионально расти.
Бывает, что уходите со сцены с чувством разочарования?
Бывают дни, когда все удается. А бывает, приходишь на работу в каком-то определенном настроении, с какой-то болью. Выходя на сцену, ты не можешь все это вынести с собой, переносить эмоции на зрителя. Нужно отступить от этого и заняться творчеством. В театре бытует мнение, что сцена лечит. Выходя на нее, забываешь обо всех бытовых, жизненных проблемах и стараешься передать все настроение, все сложные перипетии, которые заложены в пьесе. Да, бывает, сегодня ты недоволен собой, однако на следующий спектакль находишь силы в себе, чтобы сыграть лучше.
Наверное, в этом процессе немало зависит и от зрителя?
Мы много ездим по области, Украине. Новый зритель, новое восприятие – это всегда интригующе. Такая неизвестность очень интересна, весь коллектив получает дозу адреналина. Когда начинаешь чувствовать дыхание зала, присутствие зрителя во всем происходящем, – это большое наслаждение.
Что из того, что вы видели в кинематографе или театре в последнее время, особенно впечатлило?
Фильм «Артист». Хоть кино и немое, но очень точно передает эмоциональное состояние героя. Судьба Артиста мне близка. Роли – наш воздух. Сегодня роли есть – я дышу; завтра их нет – я вяну, как цветок.
Чего бы вы пожелали в новом году?
Я хочу пожелать всем семейного тепла, здоровья и благополучия. Весь наш коллектив – это члены одной семьи, и хочется, чтобы в нашей семье все было хорошо. Всех хочу пригласить на премьеру нового спектакля по пьесе Нила Саймона «Слухи», который называется «Ужин под скандальным соусом». Очень забавная пьеса, обещаю, что будет интересно и смешно! Счастья всем, веры и любви в новом году!
Анна Миускова, фото Вячеслава Пащука