Чем же чревато для металлургической отрасли возобновление торговых барьеров на российской таможне?
Лето 2013-го для украинских металлургов выдалось не из спокойных. Цены на отдельные виды металлопроката достигли дна, которого не видели с конца 2009 г. С учетом меньших объемов производства валютная выручка страны от продаж металла в июне составила 1,2 млрд. долл., что ниже традиционных 1,5 млрд. долл. в среднем в предыдущие годы.
Приближение осени, на первый взгляд, дало металлургам основания надеяться на определенное оживление рынка.
Из-за рубежа
К третьему кварталу 2013 г. европейская экономика начала демонстрировать признаки восстановления. Развала еврозоны не произошло, сокращения госбюджетов стран-участников оказались меньше, чем изначально предполагалось, предпринимательские настроения на предмет ближайших перспектив еврозоны ощутимо улучшились. Аналитики прогнозируют медленный, но все же рост экономики ЕС — не более 0,4% ежеквартально до 2015 г.
Сухая статистика свидетельствует о том, что из-за интеграционных разногласий под угрозой оказались поставки 3,1 млн. т экспорта украинской металлопродукции в Россию и еще 547 тыс. т поставок в Беларусь и Казахстан.
Статистика из Китая, согласно которой экспорт вырос на 5% в июле, а импорт — на 11%, пока убаюкивает опасения инвесторов по поводу грядущей жесткой посадки экономики Поднебесной. Чистый экспорт металлопродукции из Китая снизился до 3,97 млн. т в июле после пиковых значений около 4,2–4,3 млн. т в апреле и июне. Тем самым в прошлом месяце давление китайских производителей на глобальный рынок стали несколько ослабло.
США — один из немногих регионов мира, где, похоже, начался самодостаточный экономический рост (ВВП во втором квартале вырос на 1,7% по сравнению с 1,1% в первой четверти года), растут продажи домов и автомобилей. В результате Федеральная резервная система (ФРС) всерьез подумывает о сворачивании программы поддержки американской экономики уже с сентября.
Такая динамика создала неплохую почву для постепенного восстановления падавшего с 2012 г. рынка металлопродукции и, соответственно, увеличения загрузки мощностей украинских предприятий. Однако неприятной неожиданностью стало введение Россией особого режима проверки грузов из Украины.
По-соседски
Особое отношение к украинской металлопродукции и другим товарам на российской таможне было больше предупредительной, чем окончательной мерой. Скорее всего, режим особого контроля и удлиненной процедуры растаможки в том или ином виде продолжится до тех пор, пока Украина не определится относительно ожидающегося в ноябре подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Если прогресс в переговорах с Европой таки будет достигнут, предупредительная мера вполне может вылиться в полноценное торговое ограничение со стороны участников Таможенного союза.
Сухая статистика свидетельствует о том, что из-за интеграционных разногласий под угрозой оказались поставки 3,1 млн. т экспорта украинской металлопродукции в Россию (столько отгрузили в 2012 г.) и еще 547 тыс. т поставок в Беларусь и Казахстан. Поставки во все три страны Таможенного союза составили 16% от общего экспорта металлопродукции из Украины. В годовом выражении речь идет о более чем 2,2 млрд. долл. выручки.
Две трети из этого объема составляет длинномерная продукция — арматура и сортовой прокат, отгружаемые под активные строительные работы в России.
Таким образом, особенно чувствительными к возможному ограничению поставок могут быть комбинат «Арселор Миттал Кривой Рог», Енакиевский метзавод, ДМЗ им. Петровского и ДМК им. Дзержинского, хотя остальные меткомбинаты около 10–15% своей продукции также отгружают в адрес российских покупателей.
При самом плохом сценарии — полном закрытии рынка — украинские производители будут пытаться переориентировать часть поставок на Ближний Восток или в ту же Европу, однако без потерь в загрузке мощностей, скорее всего, не обойдется. Точно оценить масштаб возможного бедствия пока сложно – в уравнении слишком много переменных, в первую очередь, геополитических. Скорее всего, реализовать сценарий полного закрытия поставок России, которая, как и Украина, состоит членом ВТО, будет сложно. Например, российские компании являются традиционными покупателями украинского толстого листа и штрипса, и, весьма вероятно, эти поставки под ограничение не подпадут.
Стоит отметить, что сейчас особенно неудачный момент для закрытия российского рынка, поскольку летом началось антидемпинговое расследование на еще одном, менее освоенном, но довольно перспективном направлении, с точки зрения возможного увеличения поставок, — американском. Расследование начато против девяти стран, в том числе Украины, и принятие решения ожидается в декабре текущего года.
Остается только призрачная надежда, что при принятии решений будут учитываться интересы и конечных потребителей в России, которым вряд ли понравится растущая монополизация рынка.