Из $17 млрд. со стороны Международного валютного фонда, например, пришли только первые $3,2 млрд., остальные деньги должны появиться позже, если Украина будет придерживаться договоренностей с фондом и осуществлять необходимые реформы.
Сами по себе эти реформы — очень жесткое испытание для всего народа. Под давлением МВФ гривна была «отпущена на волю»: Нацбанк перестал вмешиваться в работу валютного рынка, и в результате рынок захватили спекулянты, обрушившие стоимость национальной валюты. Цены на газ для населения вместе с коммунальными тарифами были резко повышены, и это, как отмечает бывший первый вице-премьер Сергей Арбузов, возглавлявший украинскую делегацию на переговорах с МВФ, тоже было ключевым требованием фонда.
Если вся обещанная помощь будет получена, это будет означать существенное увеличение государственного долга Украины. Ведь лишь крохотная часть этих денег будет предоставлена безвозмездно, остальные рано или поздно придется отдавать, причем с процентами.
Выполнение условий МВФ, скорее всего, приведет к ухудшению жизни многих украинцев: сбережения сократятся, топливо подорожает, исчезнут тысячи рабочих мест, прежде чем ситуация улучшится, прогнозирует основатель Европейского совета по международным отношениям Марк Леонард.
Нельзя сказать, что сами новые власти сделали что-то сногсшибательное, чего не удавалось правительству Азарова. Оно, конечно, тоже долго вело переговоры с МВФ, но они так и окончились ничем из-за неуступчивости украинской стороны. Однако предыдущая команда смогла договориться о получении $15 млрд. от России, а также о весьма существенной скидке на закупаемый у “Газпрома” газ, причем все это не сопровождалось требованием достаточно болезненных реформ.
После смены власти Россия, в последние месяцы откровенно поддерживавшая Януковича, отказалась от продолжения помощи Украине, но ей на смену тут же пришли другие. Желающих помочь оказалось много — ведь, по сути, они вкладывались в выведение нашей страны из-под российского влияния, и готовы были платить за это. Заслуга Арсения Яценюка заключалась в том, что он не только не отвергал помощь, которую западные страны предлагали наперебой, но и сразу заявил, что готов пойти на любые условия для ее получения. Но если вдруг окажется, что Украине будет невыносимо выполнять какие-либо условия иностранных кредиторов, они вполне могут прекратить поддерживать нашу страну, — как зимой это сделала Россия. Первые нотки нетерпения западные страны уже проявляют: новые власти не спешат с заявленными реформами и слишком долго торгуются с Россией по газовым контрактам, ставя под угрозу безопасность не только Украины, но и европейских стран, зависящих от газового транзита.
Наконец, если вся обещанная помощь будет получена, это будет означать существенное увеличение государственного долга Украины. Ведь лишь крохотная часть этих денег будет предоставлена безвозмездно, остальные рано или поздно придется отдавать, причем с процентами. Это не было бы проблемой, если бы экономика Украины быстро росла, но в ближайшие годы рост если и будет, то весьма скромный. В таком случае помощь обернется долговой кабалой, расплачиваться по этим обязательствам придется нашим детям и внукам.