Украина прилагает все усилия для обеспечения необходимого уровня расчетов за газ, чтобы выполнить международные контракты. Между тем внутри страны сложилась чрезвычайно сложная ситуация с оплатой за потребленную электроэнергию предприятиями ЖКХ. Долги водоканалов перед энергетиками приблизились к критической точке и составляют уже 4 млрд. грн.
Еще несколько лет назад страшным сном энергетиков были так называемые шахты третьей группы. Эти угледобывающие предприятия, подлежащие ликвидации, не осуществляли добычу, но потребляли электроэнергию, в том числе и на откачку грунтовых вод, чтобы избежать подтопления территорий. Не имея возможности отключить такие предприятия по причине наличия у них экологической брони, предусмотренной законодательством, энергопоставляющие компании были вынуждены вести длительную переписку с профильными министерствами о погашении долгов на государственном уровне. Но воз и ныне там: шахты 3-й группы накопили на 1 января 2012 года 1 млрд. грн. неоплаченного долга перед энергетиками.
Нерасчетный период
По странному стечению обстоятельств еще одна группа злостных должников перед энергетиками также имеет непосредственное отношение к воде, только на этот раз питьевой. Причина критического состояния предприятий электроэнергетической отрасли – неплатежи за потребленную электроэнергию, в первую очередь – предприятиями ЖКХ и бюджетной сферы. По данным «Укрэлектропрофсоюза», в 2011 году задолженность за электроэнергию возросла на 1,64 млрд. грн., из которых 1,04 млрд. грн. пришлись на водоканалы. На 1 января 2012 года общий долг достиг 11,4 млрд. грн., в том числе почти 4 млрд. грн. – со стороны водоканалов.
«В трудовых коллективах возникает социальное напряжение. На энергопредприятиях проходят собрания, митинги, совместные заседания администраций и руководителей относительно ухудшения финансово-экономического состояния их предприятий, что негативно сказывается на выполнении социальных программ, предусмотренных коллективными договорами, обязательств по повышению заработной платы и может привести к задолженности по ее выплате», – говорится в обращении главы профсоюза работников энергетики и электротехнической промышленности Сергея Шишова, направленном президенту Украины Виктору Януковичу и премьер-министру Николаю Азарову.
Ситуация с расчетами за электроэнергию особенно критичной стала в январе текущего года. Тогда прирост задолженности за электроэнергию составил 704,4 млн. грн. Причем эта сумма сравнима с задолженностью, которая накапливалась перед энергетиками в течение целых шести месяцев прошлого года.
Положение усугубляется еще и тем, что наиболее действенный способ стимулирования неплательщиков долгов, имеющийся у энергетиков, в случае с теми же водоканалами малоприменим. Большинство областных предприятий, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение, имеют стратегическое значение для системы жизнеобеспечения региона, и их обесточивание автоматически приведет к серьезным перебоям в поставках питьевой воды и других услуг, связанных с работой водоканалов.
На особом положении
В результате получается, что электроэнергетическая отрасль Украины является кредитором для других сфер национальной экономики, и это ухудшает ее собственное финансовое состояние. Об этом на днях на пресс-конференции рассказал председатель Независимого отраслевого профсоюза энергетиков Украины (НПЭУ) Валерий Погорелый.
«Особенность энергопоставляющих компаний состоит в том, что они являются естественными монополиями. И всю их деятельность упорядочивает Нацкомиссия по регулированию энергетики путем установления тарифов, выдачи лицензий и т.д. НКРЭ расписывает все траты облэнерго, вплоть до того, куда направить прибыль компании, на какие направления инвестиционной программы. Поэтому у нас нет лишних средств, которые мы могли бы потратить на закупку электроэнергии у ГП «Энергорынок».Мы безоплатно поставляем ее водоканалам», – отметил он. Для того чтобы обеспечить необходимый уровень расчетов и не попасть под действие штрафных санкций «Энергорынка», энергопоставляющие компании вынуждены перераспределять для расчетов за закупленную электроэнергию средства, заложенные на ремонт и модернизацию сетей, линий электропередач и подстанций. «Однако это можно делать до определенного предела, и мы его уже достигли. Если ситуация с расчетами не улучшится, то на покрытие долгов водоканалов будет «проедаться» фонд оплаты труда энергопоставляющих компаний», – подчеркнул глава НПЭУ.
Антирекорд Донбасса
Проблема с расчетами водоканалов за энергетику характерна для многих регионов Украины. Так, Луганское энергетическое объединение озвучивает сумму долга водопоставляющих предприятий в размере 693 млн. грн., долги Харьковского водоканала за потребленную электроэнергию превысили 150 млн. грн.
Однако рекорд в этом списке, безусловно, принадлежит основному поставщику питьевой воды для густонаселенной Донецкой области – компании «Вода Донбасса», задолженность которой перед «Донецкоблэнерго» превысила уже 1 млрд. грн.
На днях объединенный профсоюзный комитет ПАО "Донецкоблэнерго" обратился к руководству КП "Вода Донбасса" с требованием погасить задолженность за использованную электроэнергию. Чтобы поддержать это требование, профсоюзы намерены пикетировать коммунальное предприятие и других крупных должников. Также принято решение просить Донецкую областную организацию профсоюза работников энергетики и ЦК "Укрэлектропрофсоюз" обратиться в Кабинет министров Украины по вопросу выделения из государственного бюджета субвенции органам местного самоуправления для компенсации разницы тарифов для КП "Вода Донбасса".
Из-за неплатежей энергетики несут огромные убытки и не могут выделять достаточные средства на ремонт и модернизацию сетей. Если им не удастся полностью рассчитаться с ГП «Энергорынок», то платежи не поступят на ТЭС и АЭС, а они не смогут платить за уголь. Без денег будут сидеть все – от электриков до шахтеров.
КП "Вода Донбасса" – самый значимый по потреблению (удельный вес в полезном отпуске электроэнергии составляет 9%) и самый проблемный по расчетам потребитель "Донецкоблэнерго". На начало марта 2012 года задолженность коммунального предприятия составляет более 1 млрд. грн., или 64% от общей задолженности потребителей – юридических лиц. С начала года уровень расчетов КП "Компания "Вода Донбасса" за электроэнергию составляет лишь 30%. Только за февраль компания недоплатила 43 млн. грн., а ежемесячное потребление электроэнергии не оплачивается с 2007 года.
«Недоплаченные должниками деньги – это наши недополученные зарплаты. Мы призываем профсоюз КП «Вода Донбасса» к солидарности – нужно вместе обращаться в органы власти всех уровней. Ведь долги КП также растут из-за неоправданно низких тарифов на водоснабжение, которые лишь на 60% покрывают его себестоимость. Из-за неплатежей наше предприятие несет огромные убытки и не может выделять достаточные средства на ремонт и модернизацию электросетей. Долги растут как снежный ком: если мы не сможем полностью рассчитаться с ГП «Энергорынок», то платежи не поступят на ТЭС и АЭС, а они не смогут платить за уголь и закупать ядерное топливо. Без денег будут сидеть все – от электриков до шахтеров», – отметил председатель объединенного профсоюза ПАО «Донецкоблэнерго» Виктор Дикий.
Истоки проблемы и пути ее решения
Такая значительная задолженность областной компании перед энергетиками объясняется целым рядом причин. И в первую очередь, большой долей электроэнергии в себестоимости водоснабжения и водоотведения в маловодной Донецкой области, где воду, поступающую по каналу Северский Донец-Донбасс, приходится закачивать насосами на несколько подъемов. Помимо этого у «Воды Донбасса» есть много собственных должников – самостоятельных водоканалов. Только Макеевский водоканал недоплачивает за поставленную ему воду около 3 млн. грн. в месяц. При этом даже 100%-ный уровень расчетов со стороны населения не позволяет полностью покрыть себестоимость услуг по водоснабжению и водоотведению.
Ситуация усугубилась после передачи формирования тарифов на поставку воды государственному регулятору – НКРЭ, а потом Нацкомиссии по регулированию рынка коммунальных услуг. Органы местного самоуправления сняли с себя ответственность за состояние расчетов коммунальных предприятий за электроэнергию. А поэтапный рост стоимости электроэнергии не сопровождается аналогичным увеличением тарифов на воду.
Даже предоставление ряду водоканалов государственной скидки на электроэнергию для поставки воды в маловодные регионы, на которую надеются в компании «Вода Донбасса», не сможет решить проблему, поскольку эта мера лишь уменьшит накопление новых долгов, но не позволит рассчитаться со старыми.
В то же время жесткие меры по отношению к водоканалам-должникам также не могут быть применены. Не только из-за экологической брони, решений судов и постановлений прокуратуры, но и по здравому смыслу. Если отключить хотя бы на час водоканалы, чтобы простимулировать их расчеты, то на восстановление энергоснабжения нужно затратить около недели. Единственный выход из такой ситуации – государство должно предусмотреть предоставление этим предприятиям компенсации разницы в тарифах и принять активное участие в реструктуризации накопившейся задолженности.
Леонид НИКОЛАЕНКО