Вопрос обмена валюты в последнее время принял острый социальный характер. Даже те, кому в настоящий момент валюта не нужна, с тревогой следят за изменениями курса на информационных досках обменников. Неудивительно, что информация о намерении НБУ закрыть небанковские обменные пункты вызвала ажиотаж в обществе.
Стоит отметить, что инициатива с запретом обменников не нова. Ее рассматривал и предыдущий состав Кабмина. Основные доводы за данную инициативу стандартны: безопасность валютно-обменных операций, конфиденциальность паспортных данных (необходимых при обмене валюты) и минимизация влияния таких пунктов на население во время очередного валютного кризиса. Большую часть этих доводов реанимировала для Национального банка Украины Ассоциация украинских банков.
Банки традиционно сдержанно комментируют инициативы регулятора. Хотя в Приватбанке корреспонденту «Жизни» сказали, что если запрет небанковских обменных пунктов будет реализован, это, безусловно, сыграет на руку банковским учреждениям. «Весь вопрос в конкуренции. Если станет меньше мест, где можно обменять валюту, население пойдет в банки. С одной стороны, это может принести определенные неудобства, а с другой – клиенты получат более цивилизованные условия, гарантии безопасности и более прогнозируемый курс», – считают в пресс-службе банка в Донецкой области.
В то же время стоит отметить, что влияние обменников на валютный курс слишком переоценено. На самом деле объемы операций на наличном рынке валюты не оказывают существенного влияния на курс. Так, по данным НБУ, объемы торгов на валютном рынке в январе составляли по 3-4 млрд. грн. в день, то есть за месяц через рынок прошло около 10 млрд. долл. Вместе с тем объемы покупки и продажи наличной валюты составили всего 2,5 млрд. долл. Через сам рынок при этом прошла крайне небольшая часть суммы: ведь большинство валюты покупают банки, практически сразу перепродавая ее населению. Таким образом, деньги даже не выводятся на рынок. Поэтому более справедливо выглядит цифра в 600 млн. долл. – именно такая сумма в действительности попала на валютный рынок.
Фактически это всего лишь около 6% от общего объема торгов. Заметим, что львиная доля покупок и продаж на валютном рынке приходится на конверсионные операции юридических лиц-импортеров и экспортеров, операции НБУ и частных банков, спекулирующих на движении курсов валют. То есть задекларированная цель стабилизировать курс введением дополнительных ограничений для граждан достигнута просто не будет: рынок эти меры не почувствует.
«Закрыть небанковские обменники можно, и такая идея возникала давно. Но на сегодняшний день это далеко не главное – на валютный рынок это никак не повлияет. Это никак не повлияет и на спекуляции, которые происходят на валютном рынке. Самих небанковских пунктов осталось не так уж много. Сейчас в основном работают нелегальные, которые физически закрыть практически невозможно. Поэтому, чтобы остановить спекулянтов, нужны более решительные меры», – считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Однако дискуссия вокруг данной проблемы так и не успела развиться. Вчера в столице работники обменников, оказавшихся под угрозой закрытия, пикетировали офис НБУ. Помимо угрозы закрытия тысяч рабочих мест по всей стране и потенциального роста количества нелегальных менял, участники рынка акцентировали внимание на том, что в Европе многие страны не чинят никаких препятствий работе небанковских обменных пунктов.
Среди стран Евросоюза только Германия, Великобритания и Финляндия запретили осуществление обмена валют вне банков. В то же время небанковские обменные пункты максимально активно работают в Австрии, Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Испании, Латвии, Литве, Румынии, Словакии, Чехии. В Праге, например, валюту и вовсе можно совершенно легально обменять даже в отдельных продуктовых магазинах. В Польше же валютно-обменные операции вообще не относятся к компетенции банковских учреждений – там валюту можно обменять только в многочисленных обменных пунктах, банки обмен валют не осуществляют в принципе.
Директор генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова выступила с заявлением: «Национальный банк не инициировал закрытие обменных пунктов. Такой вопрос не поднимался», – заверила она, выступая перед частниками пикета под НБУ, на котором присутствовали несколько десятков работников обменных пунктов. По ее словам, регулятор также готов встретиться с руководителями обменников для обсуждения всех интересующих вопросов.
Конечно, не исключено, что по итогам консультаций требования к обменникам все же ужесточат. Например, по размеру площади, наличию охраны, оборудования, систем безопасности. Однако о закрытии, судя по всему, речь уже не идет.
Евгений НОВИКОВ