В ближайшие пять лет Украине придется тратить на выплаты по внешнему долгу почти 40% бюджета страны.
Такое мнение высказал руководитель проектов Лиги финансового развития Андрей Блинов, пишет Hubs.
По его словам, в ближайшие пять лет Украина будет ежегодно тратить на выплаты по внешнему долгу $7-8 млрд. И еще 60-70 млрд грн — по внутреннему.
«Это если правительству придется выполнять гарантии по долговым обязательствам государственных корпораций. А как учит последняя история с НАК „Нафтогаз України“, придется», — считает эксперт.
«То есть выплачивать по долгу придется почти 40% бюджета страны. И это — одно из последствий глубокой девальвации национальной валюты в 2008 и 2014 годах», — отметил он.
По мнению эксперта, рано или поздно на самом высоком политическом уровне встанет вопрос: как сократить расходы на обслуживание долга?
«И появятся политики, которые возьмут на вооружение простую и понятную для обывателей риторику — «Объявим дефолт и дело с концом!», — считает Блинов.
При этом он уточнил, что объявление государством дефолта по внутренним обязательствам фактически означает признание банкротства правительства перед собственными гражданами.
«Такой дефолт обычно сопровождается вынужденными банковскими каникулами, тотальным неисполнением контрагентами обязательств друг перед другом. Что происходит в стране после таких известий, любой желающий может увидеть на увлекательном видео, снятом в Аргентине в декабре 2001 — январе 2002 годов», — заявил Блинов.
По его словам, в случае дефолта на внутреннем рынке доверие к банковской системе приблизится к нулю.
«Если сегодня в ужасной экономической ситуации из системы извлек депозиты лишь каждый третий гражданин, то в случае дефолта это постараются сделать все вкладчики. И уж точно население в ближайшие годы будет рассматривать инструменты сбережений вне системы банковских депозитов и государственных облигаций. В украинском случае — это скупка валюты, драгметаллов и импортного ширпотреба», — подчеркивает эксперт.
«Уведомить внешних кредиторов о „прощении“ долгов, на первый взгляд, куда проще. Однако это будет означать как минимум два следствия. Первое — прекращение любых программ внешнего финансирования. Второе — высокую вероятность ареста украинских активов по всему миру», — резюмировал Блинов.
capital.ua