Дайте денег!
Совет Оптового рынка электроэнергии (Совет ОРЭ) призвал правительство найти деньги на закупку угля тепловыми генерирующими компаниями. Об этом говорится в обращении Совета ОРЭ, принятом по итогам внеочередного заседания 9‑10 октября и обнародованном вчера. Обращение направлено президенту, премьеру и председателю Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
Совет ОРЭ указывает, что на предприятиях ТЭК из‑за боевых действий на востоке страны и резкого сокращения добычи украинского угля сложилась критическая ситуация. В частности, запасы угля марок А (антрацит) и П (постные) на складах ТЭС и ТЭЦ в августе-сентябре снизились в четыре раза — до 440 тыс. т. Это привело к тому, что на ТЭС были остановлены блоки суммарной мощностью 3690 МВт, и еще 3815 МВт мощностей смогут проработать на запасах угля не более семи дней.
В то же время Совет ОРЭ констатирует, что государственное предприятие «Энергорынок», которое осуществляет расчеты за электроэнергию, накопило значительные долги перед ТЭС за закупленную электроэнергию — на 1 октября их сумма составила 15,6 млрд грн. Долги возникли из-за неплатежей со стороны облэнерго, покупающих электроэнергию у «Энергорынка», что в свою очередь спровоцировано задолженностью потребителей перед облэнерго, размер которой достигает около 17 млрд грн. Главные должники за электроэнергию — угольные шахты, которые финансируются из госбюджета (долг — 6,6 млрд грн), и предприятия жилищно-коммунального хозяйства ( 5,5 млрд грн).
15,6 млрд грн составляют долги «Энергорынка» перед производителями электроэнергии
Совет ОРЭ указывает, что дефицит средств на рынке исчисляется миллиардами гривен. «Ожидаемый объем финансового небаланса, по экспертным оценкам генерирующих компаний ТЭС, до конца 2014 г. составит 4‑5 млрд грн, в связи с чем генерирующие компании уже сегодня не имеют достаточных источников для выполнения текущих финансовых обязательств, в том числе перед госпредприятием «Уголь Украины» за уже поставленный уголь», — отмечает Совет ОРЭ.
Что делать?
Совет ОРЭ предлагает, чтобы НКРЭКУ обеспечила уровень цен, которые формируются согласно правилам ОРЭ, чтобы они покрывали в полном объеме себестоимость производства электроэнергии с учетом увеличения топливной составляющей. Также Совет ОРЭ просит, чтобы Национальный банк разрешил Ощадбанку увеличить лимит кредитного портфеля для «Энергорынка», который в свою очередь за счет этих средств кредитует тепловую генерацию.
Еще одно предложение Совета ОРЭ — предприятия и организации, которые финансируются из госбюджета, должны срочно погасить долги за электроэнергию. И последнее — перенаправить целевую надбавку к тарифу на электрическую энергию из общего фонда госбюджета в специальный фонд, чтобы эти деньги использовать на закупку топлива и ремонт энергообъектов, пострадавших от боевых действий.
Испытание дефицитом
Обращение Совета ОРЭ продиктовано непростым положением, в котором оказалась тепловая энергетика: чем ближе отопительный сезон, тем ниже запасы угля на складах украинских ТЭС. В частности, по данным Министерства энергетики и угольной промышленности, в сентябре запасы угольных складов ТЭС и ТЭЦ похудели почти на 10 % — на 1 октября там находилось 1,93 млн т угля. Это почти на 56 % меньше, чем на аналогичную дату прошлого года, когда предприятия заготовили 4,38 млн т.
Однако в октябре запасы угля на складах тепловой генерации продолжали подтаивать — на 6 октября они сократились еще почти на 2 % — до 1,91 млн т, сообщила компания «Укрэнерго».
Скребут по сусекам
Только пять ТЭС в Украине имеют достаточно угля, заявил в конце прошлой недели на заседании Совета ОРЭ главный диспетчер «Укрэнерго» Виталий Зайченко. Это Бурштынская, Добротворская, Ладыженская, Запорожская и Кураховская ТЭС, которые принадлежат энергохолдингу ДТЭК.
Однако в целом по компании ситуация не очень оптимистичная. На прошлой неделе генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко заявил, что на всех ТЭС компании осталось 370 тыс. т угля антрацитовых марок по сравнению с 1,5 млн т год назад. «Такое количество угля позволит работать от 10 до 20 дней в зависимости от типа станции», — уточнил он.
Тепловым станциям остальных генерирующих компаний также нечем похвастать. В частности, еще 11 сентября из‑за недостаточных запасов угля на две недели была остановлена Змиевская ТЭС государственной компании «Центрэнерго». На прошлой неделе руководитель антикризисного штаба ДТЭК Дмитрий Сахарук отметил, что и на второй станции этой госкомпании ситуация не лучше — запасов угля на Трипольской ТЭС, по его словам, было на три дня. При этом менеджер частной компании спрогнозировал, что если на ТЭС не доставить антрацит, то производство электроэнергии снизится и веерных отключений не избежать. Однако получить информацию о том, какими запасами располагают станции «Центрэнерго», не удалось — пресс-служба компании ответила, что до стабилизации ситуации с топливом она не дает комментариев. Министерство энергетики и угольной промышленности также не ответило на запрос о наличии угля на складах госкомпании «Центрэнерго». Однако, по данным Минэнергоугля, еще месяц назад объемы топлива на «Центрэнерго» были куда ниже желаемого уровня. В частности, в августе запасы сократились в 3,4 раза — до 205 тыс. т: на Змиевской ТЭС угля было 55,5 тыс. т, на Трипольской ТЭС — 51,3 тыс. т, на Углегорской ТЭС — 98,1 тыс. т.
Еще на одной тепловой генерирующей компании — «Донбассэнерго» — угля впятеро меньше, чем в прошлом году. По информации пресс-службы «Донбассэнерго», на 13 октября этого года Славянская ТЭС аккумулировала 46 тыс. т угля. Этого достаточно только для того, чтобы обеспечивать теплом прилегающий поселок Николаевка, но для производства электроэнергии необходимо накопить 100 тыс. т угля. В прошлом году запасы на Славянской ТЭС были намного больше: на 1 октября — 120 тыс. т, а на 1 декабря 2013 г. — 200 тыс. т. На складах второй станции компании «Донбассэнерго» — Старобешевской ТЭС — на 13 октября накоплено лишь 42 тыс. т угля, тогда как на 1 октября 2013 г. запасы составляли 300 тыс. т, а на 1 декабря 2013 г. — 400 тыс. т.
Пока отмолчались
Энергетики уже заявляли о дефиците средств на закупку топлива для ТЭС. На прошлой неделе Тимченко сообщил, что ДТЭК уже исчерпала запас финансовой прочности: предприятие не может поставлять электроэнергию, которая не оплачивается, поскольку не имеет средств на закупку угля. Компания предупредила, что может производить и поставлять электроэнергию только в том объеме, в котором она будет оплачена. По словам Тимченко, только за январь-июнь 2014 г. «Энергорынок» задолжал ДТЭК за поставки электроэнергии 1,8 млрд грн, а до конца года долг может вырасти еще на 1 млрд грн. На сегодня дисбаланс по финансовым потокам ДТЭК составляет около 1,5 млрд грн, уточнил он.
При этом Тимченко рассказал, что ДТЭК обращался в НКРЭКУ с просьбой о средствах на закупку угля, но комиссия выделила только 100 млн грн. «Но это не то решение, которое мы ожидали. Оно важное, но не комплексное, не решает проблему», — прокомментировал гендиректор ДТЭК решение НКРЭКУ.
По его словам, для прохождения зимнего периода необходимо около 3,7 млрд грн, тогда как в распоряжении «Энергорынка» есть только около 1,7 млрд грн. В течение трех месяцев на ТЭС необходимо поставить 8,5 млн т угля, иначе не будет топлива для блоков мощностью 4 ГВт, что составляет 15 % от общего объема, добавил собеседник издания.
Сейчас потребители в Украине используют 22 ГВт мощностей, при похолодании энергетики должны увеличить мощность до 27‑28 ГВт, а в сильные холода — до 29 ГВт.
От НКРЭКУ решения финансовой проблемы тепловых энергетиков ожидал и министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан. Накануне заседания НКРЭКУ он заявлял, что профильное ведомство уже месяц не может получить от комиссии позитивного решения. Продан опасается, что если решение не будет принято, то поставка угля на ТЭС может остановиться. Украинское правительство из‑за дефицита украинского угля решило импортировать топливо, которое дороже отечественного. Министр подсчитал, что для покрытия разницы в цене угля необходимо минимум 1,5 млрд грн.
capital.ua