Падение курса гривни – это, к сожалению, далеко не единственное последствие популизма и отсутствия реформ. Во-первых, Минфин в лице Александра Шлапака объявил тихую войну против украинского народа: давний товарищ Яценюка самостоятельно, без законодательной поддержки начал урезать социальные программы. В частности:
- на жилищных субсидиях наименее защищенным гражданам "сэкономлено" 859,8 млн грн;
- на выплатах инвалидам и малообеспеченным семьям – 880,3 млн грн.
Если суммарно сложить все статьи "экономии", то получаются миллиарды гривен.
Где реформы, Сеня?
Чисто теоретически – экономить нужно. Однако правительство должно было начать честную дискуссию в обществе, провести дебаты в ВР и только тогда публично урезать те или другие статьи расходов.
Это была бы честная и смелая позиция.
Но Яценюк и Шлапак повели себя как трусы, они не тронули льготы олигархов, они не приняли закон о налогообложении богатства ("забыв" эту норму записать в коалиционное соглашение), они не тронули тех статей расходов, которые касаются социально активных граждан, а ударили по самым незащищенным, которые в ответ и слова не скажут… Более того, еще пойдут и проголосуют за Арсения Петровича.
Внимательно изучая бюджетный процесс 2014 года, порою кажется, что из каждой строки, из каждого решения Шлапака и Яценюка разит желание обмануть избирателя, накачав себе рейтинг. Например, при правлении этого тандема только секвестр госбюджета проводился дважды. Однако назвать этот процесс честным нельзя, поскольку, например, уже весной-летом было понятно, что получить 17 млрд грн от приватизации было невозможно, реально по этой программе получено поступлений только 0,4% от годового плана. В итоге, правительство до последнего формально рассчитывало расходы бюджета, исходя из того, что эти деньги лежат на счетах казначейства. На минуточку напомню, что это 17 млрд грн. К недостающей сумме "добавилась" еще недоимка бюджета из-за войны на Востоке: ведь Донбасс, перестав пополнять доходную часть госказны, по-прежнему финансируется из доходной. По некоторым данным, недоимка после двух секвестров составит 19 млрд грн.
В общем итоге, бюджетная дыра по итогам 2014 года составит 36 млрд грн, что примерно равно расходам госбюджета за один месяц. Это еще одна иллюстрация их иезуитского поведения: вместо честного разговора со страной летом, реального перераспределения бюджета и реальных реформ, гражданам скрутили кукиш, который в политической рекламе издалека напоминал сладкий чупа-чупс. Но вот выборы закончились, и сладкая иллюзия снова становится жестокой реальностью.
Преступление и наказание
Судя по всему, этот кукиш Яценюк и Шлапак надеялись торжественно передать новому правительству, однако случилось так, что им обоим приходится до сих пор тянуть эту лямку.
Как надеются два финансовых гения латать бюджетные дыры? Да очень просто – провести новые заимствования. Для начала на 16,6 млрд грн, а в декабре, скорее всего – еще на 20 млрд грн. Финансисты это называют финансовой пирамидой, и Яценюк со Шлапаком, судя по всему, отлично освоили этот инструмент. Но тут важен не сам факт новых заимствований: ситуация для них настолько кризисная, что они готовы пойти на преступление во имя поддержания долговой пирамиды. Преступление состоит в том, что в сегодняшней ситуации правительство может одолжить только 3,48 млрд грн, иначе превысит лимит государственного долга, составляющий 806,96 млрд грн. Сначала нужно обратиться в ВР, специальным законом поднять лимит госдолга, и только тогда уже идти с шапкой на рынок заимствований. Но упомянутые мной господа делают иначе: они просто проводят 7 ноября через Кабмин распоряжение "Об увеличении в 2014 году источников финансирования госбюджета…", которым увеличивают на 16,637 млрд грн. государственный долг.
Это прямое уголовное преступление, - так утверждают все юристы, с которыми я консультировался. Правда, они добавляют, узнав суть дела, что Яценюк и Шлапак попытаются списать все на "коллективность в принятии решений", но я уверен, что их личную вину можно будет доказать. Они превзошли "папєрєдніків", которые хотя бы имитировали соблюдение законов, тогда как нынешние премьер, министр финансов, и, наверное, стоит вспомнить и о министре Кабинета министров Остапе Семераке, - плевали на закон, на Конституцию. Они впервые за всю историю независимой Украины прямо игнорируют Конституцию и законы страны, при этом их действия направлены главным образом на сохранение личного влияния на политическую систему страны.
Но вернемся к реформам. Они болезненны, а их авторы – не стали бы кумирами. Однако деятельность настоящего правительства камикадзе принесла бы меньше вреда и боли, чем деятельность Кабинета Яценюка. Граждане страны сегодня оказались вдвое беднее, финансовое будущее украинских семей туманно и не оптимистично, но эти страдания не ведут к катарсису экономики, они возникли потому, что Арсений Яценюк решил заработать баллы на выборах, отказавшись от проведения обещанной трансформации экономики.
Он трус. Трус с громадным рейтингом доверия. Но не о зависти речь, а о том, что в руках этого мизерного господина уникальный шанс большой страны. Когда 3-4 месяца назад "Обозреватель" крупными буквами заголовков спрашивал у премьера "Где реформы!?", общество молчало. Сегодня уже Белый дом и Брюссель спрашивают "Где реформы?!", при этом добавляя, что без "наших" реформ "их" помощи ждать не стоит… а наше общество дальше бегает с линейкой, меряя, у кого длиннее рейтинг, и кому формировать правительство...
Необходимо ж четко понимать, что или с помощью Запада мы изменяемся, или с помощью России сохраняем статус-кво. И я не вижу в гражданском обществе сил, которые понимают это. Одни декларации и покровительство невежества…
Другими словами, это наше общество, мы с вами, наше # "Яценюкэффективныйпремьер" позволяет правительству быть таким.
"Капуста лучше, чем морковка" (©)
Это одна из моих любимых характеристик действующего премьера. И она пришлась как раз к разделу о том, чем же занимался глава правящего Кабинета весь этот период. Яценюк в буквальном смысле этого слова косил капусту вместе с командой единомышленников, которых Таня Чорновол образно и метко назвала "гиенами". В состав этого "закрытого" клуба Таня включила самого премьера, министра юстиции Петренко, а я бы добавил еще и "смотрящих" Николая Мартыненко и Андрея Иванчука, а также Александра Шлапака и Остапа Семерака, к которому тоже накопилось немало вопросов.
Про капусту "от Петренко" лучше почитать у Тани Чорновол, от "Обозревателя" можем добавить еще и о проделках Петренко с Укргосреестром. Мы много писали о "смотрящем" за МОЗ Николае Мартыненко, который посадил на МОЗовские тендеры "схемотехников" беглой Раисы Богатыревой. Также журналисты много внимания уделили Министерству инфраструктуры, где засела "черновицкая мафия", активность её закончилась обысками и арестами на "Укрзалізниці" и "Укрпочте", скандалами в аэропорту "Борисполь". Но, сколько бы мы ни писали, этот перечень будет неполным. Вот последний пример: правительство решило повысить капитализацию "Ощадбанка" на 11 млрд. грн. Публичная мотивация непонятна, поскольку из государственного "Ощада" не происходит крупного оттока депозитов. Хотя, на самом деле, о причинах можно догадываться: этот банк возглавляет близкий товарищ Яценюка Андрей Пышный, и, скорее всего, оное финучреждение скоро будет задействовано в какой-то афере с ценными бумагами, при которой карманные структуры людей правительства получают хороший профит на дисконте.
Похоже на то, что личный друг премьера получил круглую сумму для удовлетворения непонятных – с точки зрения государства – интересов. При этом, за весь период АТО государство выделило на операцию денег меньше, чем на одну "финмопощь" Пышному. Это во-первых, а во-вторых, у инвалидов, пенсионеров, у всей страны отбирали ежемесячно по 100-200 гривен субсидий и доплат, чтобы 11 "ярдов" слить давнему другу "ще й на огірочки".
Еще дальше пошел Александр Шлапак, министр финансов: он очень старается вернуть на рынок подакцизной продукции контрабанду, а ЕДАПСу – подряды на изготовление голограммы для акцизной марки. Тот самый ЕДАПС, учредители которого мне угрожали убийством, я прошел 40 судов с этой структурой, проверки прокуратуры, ликвидацию в 2010 Госкомпредпринимательства, - все это пришлось пережить… и тут появляется красавчик, который лоббирует возвращение монстра на рынок. При чем, эта лоббистская кампания красиво называется "удешевлением акцизной марки", но как сообщает 5 канал, проведший по этой теме целое расследование, удешевить марку за счет изъятия из неё более дорогой голограммы Шлапак не соглашался, он добивался исключения именно так называемого специального графического элемента. И дело не только в интересах ЕДАПСа, но еще и в том, что специальный графический элемент позволяет создать единую цифровую систему учета подакцизной продукции. Модель опробована в ЕС, и суть ёё проста: благодаря единому цифровому контролю невозможно вставить "левак" на прилавки легальных магазинов… 5 канал в своем расследование откровенно намекает, что Шлапак лоббирует изъятие графического элемента не без влияния контрабандистов. Легальные производители против, против даже СБУ, публично заявив, что действия Шлапака приведут к увеличению доли контрабанды на рынке… Однако неожиданно премьер поддержал Шлапака… назвав позицию Наливайченко коррупцией.
Я могу назвать другие его инициативы, которые приводят к увеличению контрабандного рынка табачной продукции, в том числе – открытия нового канала поставок сигарет без фильтра с Молдовы, а также решения в пользу одних производителей против всех остальных. Это все послушно реализовывает правительство Арсения Яценюка, и уже завтра мы получим очередные недоимки в бюджет, потому что контрабандисты и контрафактники, как известно, с госбюджетом доходами не делятся, и налоги не платят. Но это не страшно, ведь деньги можно же одолжить.
Вот еще случай: 5 ноября правительство выделило 150 млн грн на закупку терминалов для выдачи биометрических паспортов. Речь идет о 600-тах рабочих мест, которые будут считывать и наносить биометрические данные на паспорта. В итоге стоимость одного комплекса получается порядка 14450 евро. Однако большинство предложений рынка сводится к цифре 6 – 6,5 тыс. евро. В Грузии стоимость одного рабочего места по выдаче биометрических паспортов стоило примерно 6 тыс. евро, в Молдове – 7 тыс. евро. У Остапа – 14,5 тыс. евро. Крутой он парень, этот Остап, далеко пойдет.
Проанализировав деятельность правительства за этот короткий период, я отчетливо понимаю, почему Яценюк так позорно бежал из правительства после президентских выборов, назначив и.о. премьера Владимира Гройсмана (и меня мог бы назначить, я точно бы что-то полезного для страны сделал на этом посту): Яценюку было страшно, он понимал тяжесть ситуации в стране, и, судя по всему, также осознавал свое нежелание становиться камикадзе. Но судьба распорядилась иначе, и теперь Арсений Петрович заработал два уголовных дела, и ему ничего не остается, как держаться за должность. Иначе – тюрьма.
Кстати, все материалы направляю президенту и генеральному прокурору для реагирования.
П.С. Кто наш главный внутренний ?!
Говорят, общество стало другим.
Где оно, это другое общество? Это те люди, которые предлагают годик-другой не критиковать "правительство Майдана"? Функции гражданского общества контролировать власть, а не создавать тепличные условия для коррупции. Если не хватает собственного понимания ситуации, то прислушайтесь к мировым авторитетам. Вот два месседжа от Дали Грибаускайте, президента Литвы, побывавшей на днях в Украине:
"Ежедневная жизнь чиновников посвящена войне, но откладывать реформы нельзя. Это мой месседж для вашего правительства и вашего президента. Все это следует делать одновременно. Потому что внутри, а не снаружи ваш самый большой …
"Если Украина не преодолеет свою коррупцию в управлении государством, любые суммы будут выброшены на ветер. Об этом также мы будем говорить с вашими руководителями. Говорить от имени Литвы, ЕС и долларов. Потому что доллары должны знать, что Украина использует средства, как следует".
Г-жа Грибаускайте прибыла к нам как посланник Брюсселя, напомнить украинской власти, что нельзя жить по "понятиям" Виктора Януковича и Николая Азарова, иначе двери в европейскую семью будут закрыты. Также очень хорошо, емко и удачно сказано про нашего внутреннего а.
Но вот в чем вопрос: услышит ли общество и власть её слова? Очень бы хотелось надеяться на положительный ответ.
С первой частью статьи можно ознакомится здесь
Обозреватель