В Украине зреют народные бунты из-за долгов по зарплате
В то время как ежедневно обесценивается гривня, повышаются тарифы и дорожают продукты, сотни тысяч украинцев не получают зарплат, накапливая долги и злобу. Правительство предпочитает обращать внимание на ситуацию лишь в крайних случаях, когда доведенные до отчаянья люди выходят на митинги и акции протеста. С учетом сложившихся тенденций на рынке труда и демонстративного безразличия властей Украине впору бояться не дефолта, а социального Майдана.
Почти 2,5 млрд грн недополучили украинцы причитающейся им оплаты труда на начало 2015 г. Цифра пугающая — за минувший год задолженность по заработной плате увеличилась без малого в три раза, а количество тех, кто не получает зарплаты, выросло до 382 тыс. человек. Рады бы чиновники и это списать на войну, да вот одним Донбассом проблема не ограничилась, задолженности фиксируются во всех без исключения областях (!).
Действительно, если смотреть на объем долгов, то Донбасс — безоговорочный лидер, не выплативший почти 1,2 млрд грн долга. Но если обратить внимание на динамику, то не без удивления выясняется, что в лидеры выходят Черновицкая и Днепропетровская области: там задолженность за год выросла в 27 и 15 раз, соответственно. А вот в Донецкой и Луганской областях — лишь в 10 и 7 раз. Парламент, к чести своей, принял закон, гарантирующий, что гражданам, которые проживают в зоне проведения антитеррористической операции, а также внутренним переселенцам должна быть погашена до конца 2015 г. образовавшаяся вследствие АТО задолженность по заработной плате. И несмотря на то, что до конца года еще далеко, и на что все это время жить людям, не понятно, это хоть какие-то гарантии. Жители других областей и того не имеют.
В госсекторе дела тоже идут из рук вон плохо. Еще год назад долг здесь не дотягивал и до миллиона, но за 2014-й умудрился перевалить за 55,5 млн грн. И это — без долгов госпредприятий, на долю которых приходится свыше 14% общей задолженности.
В первую очередь, как водится, пострадали работники здравоохранения и образования, общий долг перед которыми превысил 410 млн грн. Не добавила им и бюджетная децентрализация. Из-за перехода на новую систему финансирования государственные субвенции на образование и здравоохранение задержали на месяц. Все как всегда: реформу полгода готовили несколько рабочих групп, а в результате все закончилось правовой коллизией, не позволяющей Госказначейству выделить деньги на зарплаты медикам и педагогам. И пока Минфин и казначейство вели пространную переписку о том, кто и в какой последовательности должен разработать и утвердить порядок выплаты субвенций, люди в регионах не могли получить даже те деньги, заплатить которые возможность была.
Вообще в свете децентрализации подобная ситуация с выплатой зарплат выглядит угрожающе. Ведь сейчас около 25% поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), бюджетообразующего для регионов налога, будут направляться в госказну. Если учесть, что почти 70% всей задолженности госсектора приходится именно на местные бюджеты, а с "урезанными" реформой налоговыми поступлениями ожидаются перебои, прогнозы крайне пессимистичные. Очевидно, что благосостояние украинцев будет снижаться, и не только благосостояние.
"Власть и бизнес должны понять, что принцип частной собственности является ключевым в рыночной экономике. Заработная плата — это частная собственность работников. И их право на нее попирается в течение многих лет, без оглядки на конституционные гарантии, юридическую ответственность и прочее. Если предприятие берет кредит в банке, то за каждый день просрочки на него будут наложены санкции, если предприятие несвоевременно или не в полном объеме перечислит налоги или сборы в Пенсионный фонд, его ждут штрафы и проверки. А что будет, если предприятие несвоевременно выплатит заработную плату?" — задается логичным вопросом Сергей Кондрюк, замглавы Федерации профсоюзов Украины. Ответ на этот вопрос очевиден, иначе практика невыплат не воспринималась бы украинцами как данность и обыденность.
Как водится, до тех пор, пока люди не пришли под стены Кабмина, вопрос не решался. Спустя пару дней после того, как 300 шахтеров устроили под зданием правительства митинг, требуя кровных, Минэнергоугольпром начало процесс погашения задолженности по заработной плате за декабрь 2014 г. Всего работникам отрасли задолжали, ни много ни мало, 626 млн грн.
Сотрудников "Киевпасстранса", которым в декабре выплатили лишь половину задолженности за сентябрь, нужда также заставила перекрыть движение в центре столицы. И не они одни такие в стольном граде, всего работникам киевских компаний задолжали свыше 84 млн грн. И еще 126 млн полагается сотрудникам областных предприятий.
В Николаеве сотрудники десяти государственных компаний недополучили свыше
9,3 млн грн, и это — лишь 27,6% от общей задолженности по зарплате в городе. Частично долг действительно погасили, но "аж" на 199 тыс. грн, выделив предприятиям с огромными штатами и задолженностями смехотворные суммы: ГП "Судостроительный завод им. 61 коммунара" — 48,3 тыс. грн, ВСГП "Универсал" — 50,4 тыс., ГП "Николаевский научно-исследовательский и проектный институт землеустройства" — 84,8 тыс., ГП "УРТИ" — 12,0 тыс., ГП "Николаевский облавтодор" — 3,1 тыс. грн.
Но сотрудникам частных компаний повезло еще меньше. Им при задолженности в 23,9 млн грн выплатили лишь 232 тыс. Не получают зарплату и работники 34 сумских предприятий, им должны свыше 74 млн грн. Причем только за последний месяц 2014-го долги увеличились на 32%. Не радужная ситуация и в Бердянске: работникам предприятий города недоплатили порядка 23 млн.
Акцией протеста на днях встречали свое руководство и работники "Южмаша", которым зарплата последний раз выдавалась в июле 2014-го. Долг предприятия, часть цехов которого уже переведены на трехдневную рабочую неделю, составляет 150 млн грн. Аналогичная ситуация, по словам экспертов, складывается и на авиастроительном концерне "Антонов". Несмотря на то, что Минобороны с гордостью сообщило о принятии на вооружение ВСУ нового Ан-70, разработанного специалистами конструкторского бюро, государство не спешит спасать от бед само предприятие, сотрудники которого также не видят зарплат месяцами. А в прессе уже появилась информация, что на территории, которую занимает авиастроительный титан, планируют соорудить торгово-развлекательный центр. Неравноценная замена, согласитесь. Вопрос, кто будет в нем отовариваться и развлекаться, если нынешняя тенденция с невыплатами зарплат продолжится, остается открытым. По оценкам экспертов НАН Украины, ситуация страшна не столько растущим долгом, ресурсов для покрытия которого нет, сколько массовыми сокращениями.
Уровень безработицы в Украине в прошлом году, согласно официальной статистике, оставался неизменным, а иногда и снижался, несмотря даже на экономические потрясения. За три квартала 2014-го (более свежих данных у Госстата, увы, пока нет) число официально зарегистрированных безработных составляло 1,8% от общего количества трудоспособного населения. В абсолютных цифрах армия официальных безработных насчитывала 418 тыс. человек, что удивительно — она сократилась по сравнению с предыдущим кварталом почти на 19,5 тыс. При этом независимые эксперты считают, что официально в Украине регистрируется только каждый десятый безработный. А значит, реальная картина на рынке труда принципиально отличается от официальной статистики.
Понимает мнимость официальных расчетов и МВФ, оценивающий уровень безработицы в Украине в 10% от общего количества трудоспособного населения. Оценка независимых отечественных экспертов еще более пессимистична — от 15 до 18%. В частности, в Киевском центре политических исследований и конфликтологии отмечают, что количество вакансий начало сокращаться еще во второй половине 2013 г. и продолжает стремительно падать — на 20–30% ежемесячно. А это более чем красноречиво говорит о том, что уровень безработицы просто не может быть таким низким.
"Кроме того, нужно учесть, что все эти процессы имеют отложенный во времени эффект. Если человек находится в неоплачиваемом бессрочном отпуске, по факту он уже безработный, но даже по классификации МОТ (Международной организации труда) признать его таким де-юре можно будет лишь спустя несколько месяцев. И то, что мы с вами наблюдаем сейчас, аукнется лишь ближе к лету", — объяснил ZN.UA экономист Валерий Гладкий.
При этом неумолимо растут цены, тарифы на проезд и коммунальные услуги. Долг населения Украины за оплату жилищно-коммунальных услуг уже достиг 14,7 млрд грн. А средний срок задолженности составляет 4,5 месяца, что вполне коррелирует с "зарплатными" проблемами украинцев. "Очевидно, что снизилась и потребительская активность, сейчас даже неэкономисту понятно, что людей в магазинах все меньше. Это, безусловно, отразится на реальном секторе экономики, приведет к снижению оборотов и ряду других проблем, включая налоговые недопоступления", — отмечает В.Гладкий.
При этом в ноябре прошлого года начали существенно сокращаться объемы возмещения НДС бизнесу. Тогда это оправдывалось тем, что денег в казне все меньше, и направляются они на зарплаты бюджетников, чтобы не оставить их в новогодние праздники без средств к существованию. Конечно, бизнес стерпел, ведь никто не станет отбирать хлеб у врача или учителя, которые и так зарабатывают крохи. Но, глядя на колоссальные объемы задолженностей по тем же зарплатам бюджетников, не совсем понятно, чего ради страдали.
По состоянию на 1 января 2015 г. официальная цифра задолженности государства по возмещению НДС на текущие счета составила 19,3 млрд грн. За 2014-й эта сумма увеличилась на 4,4 млрд грн, и это при том, что 6,8 млрд грн государство возместило бизнесу НДС-облигациями. Фактически это тоже долг, срок погашения которого перенесен во времени, и, учитывая темпы девальвации, является совершенно невыгодной для бизнеса формой сотрудничества. Таким образом, задолженность Украины перед предприятиями за год увеличилась на 11,2 млрд грн и превысила уже 26 млрд. Сумма немалая для компаний, которые и без того лишились части оборотных средств из-за правительственной реформы НДС.
Однако, по данным Федерации работодателей Украины, реальная задолженность государства перед бизнесом намного выше и достигла уже 90 млрд грн. Госказначейство уже давно публикует информацию о предприятиях, которым НДС возместили, но информация о тех, кто возмещения не получил, до сих пор тщательно скрывается фискальной службой. Причины такой таинственности, думаю, понятны. Как и результаты государственной политики, при которой обязательства бизнеса и граждан должны выполняться неукоснительно, а обязательства государства — нет.
Уже сейчас многие вынуждены сокращать рабочие места, переходить на неполную рабочую неделю, снимать надбавки. Даже предприятия с непрерывным циклом производства начинают хотя бы частично останавливать свои производственные линии. В это же время в ФРУ отмечают, что НДС, заявленный к возмещению в счет будущих платежей, на начало текущего года составил 14,7 млрд грн. Превышение налогового кредита над обязательствами достигает 14,2 млрд грн, увеличившись с начала 2014 года на 6,5 млрд. При этом переплаты в госбюджет уже перевалили за 35,5 млрд. Только с начала уже этого года бизнес заплатил "авансом" 8,5 млрд грн налогов. А поскольку теперь часть НДФЛ, оседающая в госбюджете, увеличилась, он и стал основной целью фискалов. Налоговики без стеснения требуют у фирм оплаты вперед НДФЛ. Это и есть, по-видимому, обещанная борьба с зарплатами в "конвертах".
Кстати, сами получатели "конвертов" находятся в наиболее невыгодном положении. Все достоверные данные свидетельствуют только об объемах выплат "белых" зарплат. Сколько недополучили люди в "конвертах", никто предположить не возьмется. Правда, и зарплаты у таких работников, как правило, выше, чем у тех, кто всю сумму получает официально.
Следует учесть, что законодательство предполагает не только обязательную выплату задолженности, но и компенсацию за время задержки зарплаты, размер которой напрямую зависит от индекса инфляции. Расчеты несложные — сумму долга умножают на индекс инфляции, компенсируя те потери, которые понес сотрудник. Стоит ли говорить, что за последний десяток лет этот индекс в Украине неумолимо растет, причем в последнее время его темпы устрашают — 25% за прошлый год. Это означает лишь одно: сумма долга перед работниками с каждым месяцем только увеличивается. Полноценной эту компенсацию, конечно, не назовешь, так как она нивелирует лишь инфляционный рост и не учитывает многих других факторов, однако и в таком виде с этой выплатой повсеместно возникают трудности. Впрочем, если даже решения в пользу крупных компаний о возмещении им НДС государством не выполняются с завидной регулярностью, то что же говорить о зарплатах обычных людей. Не пугает, по всей видимости, никого и наличие административной и криминальной ответственности за невыплату заработных плат.
"В нынешних условиях не платить людям деньги — это ставить под вопрос само их существование. Лишний раз провоцировать бунты и протесты. И если власти не могут решить проблему своевременности выплаты, то они точно могут экономически защитить работников, установив процентную ставку на каждый день невыплаты заработной платы для экономически активных предприятий, и создать фонд, который бы гарантировал выплаты задолженностей работникам предприятий-банкротов. Это нормальная европейская практика. И если Фонд гарантирования вкладов в состоянии оплачивать долги по депозитным вкладам, то почему бы не создать фонд гарантирования зарплат, траты которого будут в разы меньше?" — недоумевает Сергей Кондрюк.
По прогнозам ФРУ, которая представляет свыше 17 тыс. отечественных предприятий, в скором времени без работы может остаться почти миллион сотрудников. Если учесть, что из-за боевых действий на Донбассе ряды безработных официально пополнили 150 тыс. человек, а неофициально — почти 4 млн, становится понятен масштаб грядущих проблем. По данным ФПУ, в теневом бизнесе работают свыше 4 млн работников, естественно, нелегально. Детенизация их доходов может привлечь в казну свыше 100 млрд грн дополнительных поступлений. Еще 180 млрд, по оценкам экспертов организации, ежегодно тратится на взятки и "откаты" для участников коррупционных схем, ни одна из которых не работает без молчаливого согласия правоохранителей или налоговой. Если сравнить эти цифры с зарплатными долгами, становится понятно, на что продолжают ориентироваться власти и как они расставляют свои приоритеты.
За прошедший год так и не были созданы условия для развития и работы бизнеса. Напротив, условия ужесточились, усложнились, и далеко не всегда из-за войны и экономического кризиса. Давление на бизнес выросло, от него стали требовать невыполнимого. В результате очень многие предприятия вынуждены свою работу прекратить, уволив сотрудников, а другие, разрываясь между "налоговыми авансами" и зарплатами, неизменно выбирают первое, ведь люди подождут, а налоговая — нет.
По сути же власти требуют от бизнеса и граждан неукоснительного выполнения обязательств, а свои обязательства не выполняют. Это очень опасная игра, особенно в условиях войны и разрухи в охваченных боевыми действиями регионах, когда нужно искать поддержку в каждом, а не наживать себе ов, когда нужны добровольцы, а не дезертиры, когда нужно затягивать пояса, а не петли на шеях.