Олигархи прячут валютную выручку
Поступление валютной выручки в Украину в январе-феврале 2015 года уменьшилось на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщила глава Национального банка Украины (НБУ) Валерия Гонтарева. “Очень плохие данные. По сравнению с январем-февралем 2014 года падение увеличилось — 45%. Это около $5 млрд”, — сказала она в интервью Украинской правде.
В связи с этим Гонтарева посетовала, что штрафы за невозврат валютной выручки в установленный срок (в 90 дней) минимальные. “Их однозначно нужно увеличивать, о чем мы неоднократно говорили с Министерством экономики”, — сказала она.
Помимо того, по словам банкира, оттоку валютных средств из страны содействует отсутствие закона о трансфертном ценообразовании. “Если закон о трансфертном ценообразовании так и не был принят, то экспортная выручка поступает от материнских или дочерних компаний наших экспортеров за рубежом, они ее могут там держать столько, сколько они хотят. И у нас нет инструментария заставить их вернуть ее в страну”, — констатировала она.
Глава Нацбанка также сообщила, что предприятия пытаются обойти запрет НБУ на вывод дивидендов для компаний, не обращающихся на фондовом рынке. “Наши бизнес-структуры пошли регистрировать на фондовый рынок совсем непонятные компании, и мы сейчас будем усугублять наши действия по отношению к ним”, — отметила она.
Относительно применения ограничительных мер, В.Гонтарева констатировала, что НБУ должен все согласовывать с Международным валютным фондом.
Глава НБУ также сообщила, что с начала 2015 года средства физлиц в банках уменьшилось на 17,8 млрд грн: 23 февраля стал рекордным днем по оттоку — 2,2 млрд грн.
Вместе с тем, по ее словам, у многих банков сохраняется излишняя ликвидность: 24 млрд грн излишней ликвидности находится в депозитных сертификатах НБУ.
Говоря о рефинансировании банков, В.Гонтарева сообщила, что с начала года его объем вырос лишь на 1 млрд грн — до 110 млрд грн: под государственные бумаги к концу 2015 года было предоставлено 15 млрд грн, на сегодняшний день — 13 млрд грн, по стабилизационным кредитам — 76 млрд грн и 80,7 млрд грн соответственно.
Глава Нацбанка подчеркнула, что в каждом банке, получившем стабилизационный кредит, а также в банках, где есть российский капитал, находятся кураторы от НБУ.
“50 человек (всего кураторов). Задача куратора, если мы выдали рефинансирование, а я вам показала, кому, — жестко контролировать использование денег”, — сказала она.
Комментируя ситуацию с крупными банками, признанными неплатежеспособными, В.Гонтарева, в частности, отметила, что рефинансирование Имэксбанка со стороны НБУ обеспечивалось объектами недвижимости, в том числе футбольным стадионом “Черноморец”.
“Половина Одессы — недвижимость Климова (крупнейший бенефициар банка Леонид Климов). Часть ее находится в залоге у НБУ, в том числе футбольный стадион “Черноморец”. Под залог было еще несколько объектов недвижимости, в том числе гостиница. На тот момент, пока он оформлял все залоги, отток депозитов намного превысил эту сумму. В начале декабря ему было выдано (Нацбанком) 300 млн грн”, — сказала она.
“Что же сделал Климов? Он не в балансе банка, через нотариуса, продал весь свой портфель ритейлеровских потребительских кредитов с дисконтом в 90%, то есть за 10% от номинала. Это уже все оспорено Фондом гарантирования вкладов, не переживайте”, — добавила В.Гонтарева.
Вместе с тем, по ее словам, предоставленные средства рефинансирования НБУ были израсходованы на выплаты только физическим лицам.
Укррудпром