Начали грабить уже и депозитные ячейки украинцев
В столице начали грабить банковские сейфы: личные депозитные ячейки, находящиеся в хранилищах финучреждений, которые арендуют люди. Как сообщили «Вестям» в МВД, в 2015 г. в связи с пропажей из них наличных денег и ценностей, было возбуждено 8 уголовных дел, а до этого начато 3 расследования в 2014 г.: три дела ведется Оболонском районе, по два — в Печерском и Шевченковском и одно в Подольском.
«Из арендованных ячеек в большинстве случаев были украдены доллары (на сумы от 20 тыс. до 7 млн.), евро (от 2,5 тыс. до 500 тыс.), российские рубли (около 275 тыс.), антикварные монеты из золота (около 40 шт.) и золотые слитки (весом около 3 кг)», — сообщила «Вестям» заместитель начальника отдела по связям с общественностью Главного управления МВД Украины в Киеве Ирина Левченко.
Она также уточнила, что по состоянию на 24 марта 2015 г. по одному из таких дел (оно насчитывает 9 эпизодов) установлено трое подозреваемых, двое из них объявлены в розыск. По третьему обвиняемому материалы выделены в отдельное производство и направлены в суд. Одно дело закрыто на основании п.2 ч.1 284 УПК Украины (отсутствие состава уголовного преступления). По остальным шести производствам продолжается досудебное расследование.
Пока идет расследование, правоохранители не уточняют, как именно что-то могло пропасть в хранилище — в самом охраняемом месте в банке. Когда люди заключают договоры аренды банковских сейфов (еще их называют депозитными ячейками) и расспрашивают финансистов о безопасности, им очень много рассказывают о неприступности этого места: как об укрепленности самой конструкции хранилища, так и о системе безопасности, которая не позволяет никому кроме арендатора добраться до содержимого личного сейфа. Эксперты прикинули лишь несколько возможных вариантов, которые могли привести к хищениям.
«Вряд ли речь может идти о взломе индивидуальных ячеек, скорее всего, все дело в использовании нечистыми на руку банкирами дубликатов ключей. Ведь каждый сейф открывается человеком вместе с банкиром — в процессе участвует два ключа (одним открыть его нельзя), и дубликаты обоих ключей имеют в банковском учреждении. И их могут использовать работники финучреждений для хищений, я слышал о подобных случаях», — сказал «Вестям» старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
Банкиры же больше пеняют на внешние факторы, и со стороны допускают скорее халатность, чем злой или корыстный умысел. «Можно предположить, что злоумышленник придет в банк с поддельными документами. Тогда тщательность проверки личности будет полностью на совести работника банка. Помимо этого, в отделении финучреждения есть дубликаты ключей, к которым у некоторых сотрудников может быть доступ. Если у того же сотрудника будет доступ и к камерам наблюдения, то провернуть такое, конечно, возможно, но все очень быстро вскроется. И тогда служба охраны банка, скорее всего, найдет преступника быстрее милиции», — отметил в разговоре с «Вестями» заместитель председателя правления банка «Финансы и Кредит» Игорь Львов.
Сбежал от детектора лжи
Человеку, обнаружившему кражу из своего банковского сейфа, все дают один совет — вызывать службу безопасности банка и писать заявление в милицию. «Должен приехать эксперт криминалист, который будет исследовать место преступления, и проверять все — начиная тем, взламывалась или нет ячейка, заканчивая отпечатками пальцев на ней. Потому должно проводиться расследование: кем и где изготавливались и закупались ключи от сейфа, где они хранятся — как оригиналы, так и дубликаты. Будет изучаться видео с камер наблюдения на входе в банк и хранилище, и еще множество фактов. Однако реально доказать хищение суммы наличных или других ценностей и получить соответствующее возмещение со стороны — практически нереальная задача. Поскольку содержимое сейфа — тайна, и доказать, что там были какие-то деньги почти невозможно», — отметил в разговоре с «Вестями» управляющий партнер юрфирмы «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев.
С ним согласились и другие юристы. «Доказать в суде хищения из арендованной депозитной ячейки невозможно. Это реально только, если оформлялась услуга доверительного хранения: если банк описал все содержимое сейфа перед размещением ценностей, и потом на выемке что-то пропало, и это тоже было отражено в акте приемки. Только тогда человеку должен быть полностью возмещен ущерб банком. Иначе что-то доказать будет нереально. Был случай, когда юристы предложили финучреждению проверить ответственное лицо в банке на детекторе лжи. Чтобы и банкир, и клиент прошли опрос о содержании сейфа и о пропаже денег из него. Закончилось неожиданно — обвиненный в краже финансисты подался в бега, и милиция его до сих пор ищет. Но человеку все равно ничего не вернули», — рассказал «Вестям» Кравец.
Что делать
Потому людям, которые сильно переживают за свои вложения в банковские сейфы, рекомендуют пользоваться услугой доверительного хранения. Тем же, кого интересует только их аренда советуют побольше предварительно пособирать информации о финучреждении. «Рекомендую выбирать банки, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке. Необходимо обращать внимание на текучесть кадров. Перед использованием депозитарных ячеек, узнать о сертификации депозитарного хранилища, степени его защищенности и системы охранной сигнализации», — сказал «Вестям» начальник управления развития корпоративных продаж Авант-Банка Александр Самокиш.
В тоже время финансисты настаивают на том, что ограбления депозитных ячеек — не очень распространенное явление. «Такой вид сбережений, на сегодняшний день, является одним из самых надежных и широкодоступных. В Киеве сейчас порядка 140 банков, то есть, около 4-5 тыс. отделений. Хранилища с депозитариями, конечно, есть не в каждом, но во многих. Тем не менее, 8 случаев ограблений — это крайне немного», — подчеркнул Игорь Львов.
С ним согласился и Александр Самокиш: «В банках, которые дорожат своей репутацией, такая ситуация практически невозможна, исключениями могут быть лишь такие случаи как: ограбление банка, злоупотребление сотрудников своими служебными обязанностями, не соответствие системы безопасности банка и степени его защиты требованиям НБУ. Однако, в действительности данные исключения можно зафиксировать очень редко и в банках с сомнительной репутацией».