Споры о целесообразности сотрудничества с Международным валютным фондом продолжаются. Между тем в последней версии меморандума сформулированы 12 «рекомендаций», которые должны бы учесть власти Украины на случай согласия. Традиционно часть требований перекочевала из предыдущего периода взаимности — это 7 пунктов, к которым добавились несколько новых. Что осталось, что добавилось и что можно попытаться обойти?
Повторение пройденного
- Механизм монетизации субсидий и меры по стимулированию населения для экономии энергоресурсов Кабмин должен был утвердить ещё до конца января. Как варианты рассматривались выплаты предприятиям теплоэнерго за субсидиантов по нормам потребления или начисления на счёт каждого домохозяйства. Но ни реального механизма, ни законопроектов по сей день нет. Чиновникам не нравится отсутствие гарантии целевого использования предполагаемых компенсаций на оплату «коммуналки». Пока что говорят о пересмотре норм потребления и об очередном повышении цен.
- Пенсионная реформа должна стартовать в Украине до конца марта 2017 года. По-новому здесь звучит только срок. В правительстве подчёркивают: этот пункт — только рекомендация, требования уже сейчас (или с июля) повышать пенсионный возраст мужчин и увеличивать страховой стаж нет. А предыдущее повышение, в 2011 году, существенного влияния на дефицит ПФ не оказало. В то же время подогревать социальное напряжение столь непопулярной мерой правительству не с руки. Возможно, если с пенсионным возрастом ничего не сделают, пойдут на ограничение размеров больших пенсий или очередные санкции для работающих пенсионеров.
- Закон о рынке земель сельскохозяйственного назначения. Подать его на рассмотрение в Раду правительство обещало ещё в сентябре прошлого года. Новый срок — март 2017. В законе нужно будет прописать сроки отмены моратория на продажу земли и механизм продажи. По мнению МВФ, это привлечёт инвесторов, которых катастрофически мало. Эксперты смотрят на это скептически: возможна скупка земель за бесценок, ущемление интересов крупных агропредприятий, арендаторов земли… В чём тогда выгода для страны? Так что вероятность принятия закона невысока. Возможно, эту меру попытаются обойти за счёт других пунктов или пойдут на компромисс, отменив мораторий экспериментально в паре областей.
- Аудит национализированного «ПриватБанка». Для этого до конца 2017 года нужно выбрать международную компанию с хорошей деловой репутацией. Проверке подлежит деятельность банка за последние 6 месяцев до национализации. Такая компания уже выбрана — это EY (ранее Ernst & Young). Контракт подписан, и проверка началась.
- До конца июня нужно выбрать международного аудитора для оценки выполнения акционерами «ПриватБанка» условий реструктуризации. Аудитор должен будет оценить, позволяют ли эти условия компенсировать потери по кредитам, выданным связанным лицам.
- До начала июля в стране необходимо создать Единый реестр получателей социальных выплат. В этом направлении дальше разговоров и намерений дело пока не заходило.
- До конца июня необходимо создать законодательную базу для работы антикоррупционных судов, которые смогут отнимать имущество у подозреваемых в коррупции до решения обычного суда. Возникает вопрос: если существующие структуры по борьбе с коррупцией неэффективны, почему должны оказаться эффективными новые? И не станет ли это нововведение ещё одним инструментом сведения личных счётов? Правозащитники категорически против; посмотрим, удастся ли обойти это требование.
Кому добавки?
- Ликвидация существующей налоговой милиции до конца апреля 2017 года. Её должна заменить финансовая полиция. Модель этой системы, предложенная Минфином, судя по рекомендациям МВФ, будет взята за основу.
- Государственная фискальная служба должна получить доступ к банковским счетам граждан. Косвенно это может способствовать массовому лишению субсидий, которые уже стали серьёзной нагрузкой на госбюджет. Однако депутаты уже дали добро на проверку счетов тех, кто получает субсидии и льготы, а дальнейшие шаги в этом направлении способны похоронить банковскую систему, ведь доверие к банкам и так хрупкое. Но «подкожные» надо где-то хранить, а значит появляются предпосылки для создания теневых финансовых структур, подконтрольных уже не государству, а криминалу. То есть косвенно такая мера приведёт лишь к большей тенизации экономики.
- Украина не может сохранять и создавать новые налоговые льготы. Требование отменить упрощённую систему налогообложения с января 2018 года вызывает панику у представителей среднего и малого бизнеса, но… В самом меморандуме это звучит несколько иначе: выровнять налоговую нагрузку между упрощенцами и плательщиками по обычной системе. Это может быть реализовано по-разному. Закончится ли реформа налоговым майданом, неизвестно; а вот то, что многие уйдут в тень, оставшись нелегально работать на дому или в гараже, денег госбюджету точно не добавит.
- Приватизация госпредприятий. На очереди продажа Одесского припортового завода, приватизация Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины, «Турбоатома», «Центрэнерго», облэнерго. Необходимы изменения в законодательстве, чтобы приватизировать «Укрспирт».
- Пересмотр закона о государственной службе, сокращение бюджетников и госслужащих: в 2017 году — на 4 %, а к концу 2019-го — на 10 %.
Как быстро и насколько охотно последуют наши государственные мужи и народные избранники прежним и новым рекомендациям донора? Пересмотр программы финансирования может состояться уже в феврале-марте. А это зависший вопрос о $1 млрд, уже распределённом на пополнение резервов НБУ…
Zavarnik