Несмотря на постоянно декларируемую валютную либерализацию Украину душат валютные ограничения. Многие наши соседи давно перешли на евровалюту или отменили валютные запреты. Почему валютная политика в нашей стране застыла на уровне «нулевых» годов и есть ли шансы на её послабление?
Долларизация vs либерализация: кто кого?
По разным данным, долларизация украинской экономики давно перешагнула за 45 %, в то время как в развитых странах она не превышает 5–7 %. Это означает, что гривня справляется со своими функциями только наполовину, а её позиции как средства накопления — и того ниже.
Уже 25 лет мы строим независимую валютную политику, но реальных успехов на этом поприще не видать. Валютный рынок Украины застыл в реалиях 20-летней давности. Зависимость курсовых колебаний от политических процессов, перманентная девальвация вкупе со всевозможными ограничениями на покупку и вывоз валюты, нормы обязательной продажи валюты и при этом её постоянный дефицит выглядят, как анахронизм.
Тем не менее бизнес умудряется в таких условиях как-то работать, а население — потихоньку копить. Нацбанк как регулятор рынка является всего лишь исполнителем воли правительства и одновременно заложником псевдореформ. Он вынужден постоянно решать одну и ту же дилемму: или прекращать печатать деньги, под которые не хватает валюты, или печатать — под сомнительное обеспечение в виде ОВГЗ. И то и другое может привести к очередным банкротствам, девальвации нацвалюты и росту цен. Поэтому регулятор идёт по проверенному годами пути: усиление административных ограничений и ручное управление валютным рынком.
Порой ситуацию исправляет кратковременный наплыв валюты от экспортёров. Но украинский экспорт, хотя и показывает рост, не способен закачать в страну столько валюты, чтобы это кардинально изменило подход властей к вопросу. Поэтому остаётся зависеть от «прихотей» НБУ и надеяться на ослабление административного давления.
Сказки от регулятора
Финансисты по-своему оценивают постоянные заявления НБУ относительно скорой либерализации валютных операций. Они считают, что следует с осторожностью подходить к упрощению действующих правил, иначе можно спровоцировать очередные валютные качели.
Впрочем, к обещаниям регулятора у нас принято относиться скептически. Например, лёгкость, с которой в апреле снизили норму обязательной продажи валютной выручки до 50 %, а в дальнейшем пообещали вовсе её отменить, объясняется просто: предприниматели наловчились обходить это препятствие. Экспортёры скрывают валюту на заграничных счетах, манипулируют расчётами и применяют различные хитрые схемы для отсрочки выплаты. По большому счёту сегодня наличие этой нормы ничего, кроме возможности оштрафовать «зазевавшегося» экспортёра, не даёт. Именно поэтому, полагает советник председателя Ассоциации украинских банков Алексей Кущ, НБУ и обещает снять это ограничение.
А вот отмена обязательной продажи валюты сыграет на позитив. По утверждению руководителя розницы Агрокомбанка Игоря Львова, экспортёры тогда будут охотнее перечислять инвалюту на свои украинские счета.
Как стало известно, в правительстве и НБУ подумывают о том, чтобы предложить украинским экспортёрам экономические стимулы для активизации возврата валюты в страну. Одним из таких стимулов может стать право первостепенного возмещения НДС для тех экспортёров, которые окажутся самыми активными в этом вопросе.
Сама по себе идея заслуживает внимания, хотя вариантов стимулирования может быть и больше. В любом случае для решения проблемы возврата валютной выручки нужно не только создать подходящие условия, но и установить строгую ответственность. Иначе вместо либерализации и нормализации валютного рынка можно получить хаос.
Надежда на преемника?
Прогнозы финансистов по срокам валютной либерализации несколько разнятся. Одни считают, что ту же норму обязательной продажи валюты могут отменить уже в этом году, другие — через год-два.
Многое будет зависеть от того, сможет ли НБУ достичь запланированного размера валютных резервов в $19–20 млрд. Пока что они колеблются в пределах $17 млрд, и регулятор не готов отпустить контроль над поступлениями в страну валюты, ведь от величины резерва зависит возможность Украины выполнять обязательства по кредитам. Последний транш в $1 млрд проблему не решил, а перспектива получения следующих весьма туманна. Также пока не ясно, как падение мировых цен на сырьё отразится на украинском экспорте, а соответственно и на валютной выручке.
По мнению старшего аналитика Forex Club Андрея Шевчишина, чиновники, похоже, собираются, как всегда, обойтись полумерами и ограничиться снижением процента продажи. Ну а полноценной свободы рынка ждать придётся ещё долго.
Финансисты уверены, что если и будет какое-то подобие валютной либерализации, то она окажется «плавающей», то есть любое серьёзное обострение на валютном рынке может вернуть ограничения обратно. По всей видимости, новые правила игры будет определять уже преемник Валерии Гонтаревой, которая заберёт на себя весь накопившийся негатив. Подождём — увидим?
Zavarnik