Ведущие мировые финансовые институты готовятся к новой волне мирового финансового кризиса. Во всяком случае замедление роста развитых экономик заставит поволноваться. Устоит ли отечественная экономика в условиях очередной рецессии?
В режиме торможения
Эксперты, основываясь на цикличности экономических катаклизмов, которые происходят примерно раз в десятилетие, выражают определённые опасения: очередная мировая рецессия не за горами.
Эрик Найман, управляющий партнёр компании Capital, утверждает: «Это обычный циклический кризис, связанный с тем, что сами центробанки ведущих экономик мира немного притормозят мировую экономику. Если они этого не сделают, то через несколько лет повторится ситуация с долговым пузырём, как это было в 2008 году, на ликвидацию последствий которого понадобятся годы».
Прогнозы темпов роста мировой экономики не противоречат его выводам. 2017–2018 годы показали прирост 3,1 % в год; прогноз на 2020 год — 2,9 %. А если темпы торговых войн будут нарастать, то и снижение будет более ощутимым.
Кредитно-денежная политика США показывает тенденцию к ужесточению. Это повлечёт рост процентных ставок и увеличение стоимости денег. Для развивающихся стран, к которым относится Украина, это может усложнить обслуживание долгов.
Директор по аналитической работе Института социально-экономических исследований Ярослав Жалило сдержанно оптимистичен: экономика Украины имеет кое-какой ресурс для противостояния таким рискам, но в битве гигантов — США, Китая, ЕС и прочих — может пострадать. «Безусловно, падение темпов роста в ЕС отрицательно скажется на экономике Украины. Но нужно учитывать, что наша внешняя торговля сегодня географически диверсифицирована, что позволит смягчить отрицательный эффект», — утверждает аналитик.
Аналитики предупреждают
Сергей Кораблин, заместитель директора Института экономики и прогнозирования НАН Украины, выражает опасения в связи с тем, что Федеральная резервная система (ФРС) США в октябре 2017 года выкупила последние гособлигации, выпущенные для преодоления кризиса 2008 года. В планах ФРС — сокращение монетарной базы до $300 млрд. Это будет означать сокращение ликвидности не только в США, но и во всём мире. Европейский Центробанк также объявил о возможном завершении выкупа своих «кризисных» бумаг и переходе к нормализации монетарной политики в сентябре этого года. Не учитывать это — опасно.
Директор экономических и социальных программ Центра Разумкова Василий Юрчишин в свою очередь озабочен тенденцией перемещения производства мирового ВВП в азиатский регион. На фоне замедления в ЕС и США весьма вероятен быстрый рост азиатских рынков. А значит Украине с целью наращивания экспорта стоит присмотреться именно к странам Юго-Восточной Азии. И повышать конкурентоспособность наших товаров.
С другой стороны, американская политика фискального стимулирования бизнеса и бюджетных вложений в инфраструктуру может повысить инвестиционную привлекательность США. «Переток капиталов может лишить нас даже тех крох прямых иностранных инвестиций, которые мы получаем», — опасается Юрчишин. Европе ещё предстоит ощутить влияние Brexit: например, пересмотр старых экономических договоров. Причём не только с Великобританией, но и с другими партнёрами. А Украина рискует потерять рынки стран британского содружества (Индии, Пакистана и др.).
Торговые войны и глобализация
Эрик Найман рекомендует обратить внимание на то, как торможение мировой экономики переживёт Китай: «Если его экономика слишком сильно упадёт, то снижение спроса со стороны одного из крупнейших потребителей сырьевых товаров сильно может ударить по украинскому экспорту. КНР сейчас главный драйвер роста цен на биржевые товары». Это фактор устойчивости украинского экспорта металлургической продукции, агропрома и пищевых товаров.
Руководитель проекта Фонда Ганса Зайделя в Украине Даниэль Зайберлинг советует диверсифицировать поставки, найти свои ниши для продукции с более высокой добавленной стоимостью: например, продавать высококачественную керамическую плитку в Европу или ОАЭ, благо есть достаточно хорошего сырья.
Ещё один тревожащий фактор — протекционистское повышение импортных пошлин, по мнению Юрчишина, не будет иметь прежнего сильного влияния благодаря существованию мировых торговых организаций и сильной взаимозависимости в торговле. Раскручивание торговых войн неизбежно. Но ведь никто не сбрасывает со счетов и процессы глобализации. Так, заявление США о выходе из Транстихоокеанского партнёрства в апреле и замена общих договоров двухсторонними быстро поставили Китай в центр мировой интеграции. «Это говорит о доминировании глобальных процессов над отдельными акциями стран, пусть даже и очень больших», — подчёркивает Юрчишин.
Пути спасения
Традиционный способ подстраховки американских компаний: накапливать наличность, чтобы пережить трудные времена, — отечественному бизнесу недоступен. Таких денег просто нет, считает Найман.
Не теряет актуальности совет рядовым украинцам не бояться малого бизнеса. Даже в условиях слабой экономики и потенциального кризиса, когда не работают финансовые рынки, это может помочь переждать трудности.
Любой мировой кризис сопровождается девальвацией национальной валюты. Поэтому бизнесу стоит искать контракты на Западе и фиксировать доходы в валюте, а контракты по финансовым обязательствам — в гривне. Договоры аренды стоит заключать на 3 года вперёд в валюте, которая будет дешеветь.
Вот только неизвестно, что делать, когда (если) госбюджет обмелеет. Государству нужно будет платить пенсии, и оно придёт к бизнесу — за штрафами и налогами. Правда, в первую очередь придут к тем, у кого проблемы с легальностью бизнеса…
Спасение для экономики в любой кризис — иностранные инвестиции. В Украине их явно недостаточно. Земельная реформа и открытая приватизация госпредприятий могут дать толчок к улучшению положения.
Постараться бы нам не повторить ситуацию, описанную в анекдоте о мировом экономическом кризисе, пролетающем над Украиной со словами: «А здесь-то кто поработал?..»
zavarnik.biz