Как Украина и мир будут противодействовать экономическому кризису
В связи с разрастанием пандемии коронавируса и его победным шествием по миру экономика всех стран, так или иначе пострадавших от данной болезни, продолжает переживать лихорадку. Вслед за ней – и экономика мировая. Естественно, правительства самых разных государств, наднациональные органы, международные финансовые институции ежедневно разрабатывают множество моделей и методов спасения глобальной экономики. Потому что если их не разрабатывать и не быть готовым к кризису, который фактически уже начался – но просто не ударил по миру изо всех сил – то можно оказаться в ситуации едва ли не мировой войны, которая начнется ради перераспределения ресурсов, превратившихся в таких условиях в основной драйвер роста и развития государств.
Например, финны уже подготовили 15 миллиардов долларов на «подкачку» экономики Финляндии после деструктивного влияния коронавируса. Так, малому бизнесу предоставят возможность получать пособие по безработице, дабы иметь возможность возобновить предпринимательскую деятельность после карантина; отсрочивается уплата пенсионного сбора, налогов и других выплат. Банк Англии запустил новую программу поддержки экономики, стоимость которой составляет 200 миллиардов фунтов, и снизил процентную ставку до рекордного уровня (что, кстати, сделали и в США).
Что же в этой связи планируют у нас? Прошлый мой блог я посвящала экономическим эффектам от коронавируса и сопряженных с ним экономическими пертурбациями, там же и говорила о том, что Украине нужно помогать бизнесу – но пока есть впечатление, что преодолевать кризис ему придется самостоятельно. С тех пор ситуация немного сдвинулась, есть интересные заявления и от народных депутатов, и от общегосударственных институций.
Глава НБУ Смолий публично заявил о том, что на помощь МВФ в связи с коронавирусом мы все же рассчитываем. За парламентом – окончательные действия, необходимые для выделения нам транша размером 5,5 миллиардов долларов: закон о рынке земли и закон, фактически запрещающий Коломойскому заполучить Приватбанк обратно. Что будет дальше с парламентом – совершенно непонятно: на днях заразился депутат Шахов, и он уже успел заразить как минимум одного коллегу, а, значит, с коронавирусом точно больше нардепов, чем эти двое. Возможно, они будут работать по видеосвязи, возможно, продолжат в полноценном пленарном режиме (что, конечно же, совершенно неадекватно при полном карантине во всей остальной стране). НБУ, по словам Смолия, рассчитывает также и на помощь других финансовых институций. Но мы все понимаем, что это положительный сигнал, однако напрямую он бизнесу не поможет – кроме сохранения репутации страны как прилежного партнера МВФ.
А вот касательно прямой помощи недавно прозвучал другой сигнал. Озвучил его депутат Дмитрий Наталуха – по совместительству глава парламентского комитета по вопросам экономического развития. Он заявил, что депутаты комитета разрабатывают не один, а целый пакет законопроектов для помощи промышленности. Это, конечно, не имеет прямого и конкретного отношения к коронавирусу и рецессии – но рассматривать промышленность в отрыве от происходящих в экономике событий глупо. Карантин сказывается на производительности многих предприятий, прерываются импортно-экспортные операции (или же их объем снижается), предприятия вынуждены вкладывать огромные суммы в сдерживание распространения вируса. Как следствие – эта самая помощь была бы весьма кстати.
Что именно озвучил Наталуха? В первую очередь – изменения в законодательстве о государственных закупках, которые закрепили бы преимущество национального производителя в них. Довольно классическая протекционистская мера – и довольно уместная в нынешних условиях: само собой, при соблюдении законодательства и здравого смысла касательно цен на объекты закупок взаимодействие государства и бизнеса в этом контексте здорово бы поддержало бизнес на плаву. Еще одна предполагаемая мера – локализация производства иностранных заказов в Украине. Это уже как раз «игра в долгую», как говорят игроки в нарды: даже при принятии такой законодательной нормы ее реализация – дело не завтрашнего дня, а нескольких лет. Конечно, многие из такого рода заказов могут сорваться, потому что открытие производства в Украине вполне может быть убыточным – однако в будущем это новые рабочие места и, конечно, налоги в украинский бюджет. Ну и, конечно, экспортное финансирование – что должно неслабо помочь экспортным предприятиям в условиях пост-кризисной мировой экономики, когда между экспортерами развернется борьба за рынки.
Будем надеяться, что анонсированные нормы все же будут приняты – не ценой здоровья депутатов, конечно, тем более если сценарий с заседаниями по видеосвязи будет реализован. Украинскому бизнесу не помешает сейчас любая помощь, и уж тем более – помощь государства.
Григорницкая Анастасия