Каждому свое место
Традиционно перед началом вступительной кампании и появляется большое количество всевозможных рейтингов учебных заведений. Правда, региональные вузы в зависимости от составителей престижных списков занимают различные позиции.
Возьмем, к примеру, популярный рейтинг «Компас». В нынешнем году в пятерку лучших учебных заведений страны попал Донецкий национальный технический университет, оказавшись на четвертой позиции. И этот университет занял первое место среди высших школ Восточного региона. А вот в недавно опубликованном рейтинге Министерства образования и науки Украины это учебное заведение стало лишь девятым среди технических университетов страны.
По словам директора Донецкого филиала национального института стратегических исследований при президенте Украины доктора экономических наук Юрия Макогона, каждый из существующих сегодня рейтингов вузов имеет свою специфику.
– Составление рейтингов дело непростое. Сегодня в Украине их существует немало. Но назвать любой из них в отдельности объективным достаточно сложно. И, на мой взгляд, высшие школы необходимо классифицировать по профилям: классические, технические, медицинские, педагогические и т. д. Сравнивать все их в одном массиве довольно проблематично, – уверен Юрий Владимирович.
В высших школах региона считают, что присутствие в популярных рейтингах – это престижно, что, правда, глобально на выбор учебного заведения будущими абитуриентами не влияет.
– Занять лидирующие позиции в тех или иных рейтингах, конечно же, почетно. И в будущем влияние подобных оценок высших школ будет расти. Однако пока глобального влияния на выбор будущих студентов рейтинги не оказывают. Да и при составлении того или иного списка популярности учитываются различные показатели: мнение работодателей, возможности дальнейшего трудоустройства, количество научных статей, вышедших в популярных сборниках, и многое другое. Просто физически нельзя быть лучшими по всем критериям. И если студенты ориентируются на рейтинги, они должны, прежде всего, обратить внимание на критерии, по которым оценивают работу высших школ, – полагает ответственный секретарь приемной комиссии Донецкого национального технического университета Сергей Селивра.
А вот ректор Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького Юрий Думанский считает, что «любой самый современный и выдающийся рейтинг по своей сути субъективен. Можно, наверное, оценивать качество работы по рейтингу, но всецело доверять ему не стоит».
Сегодняшние абитуриенты к престижным спискам относятся по-разному.
– При выборе вуза обращал внимание на отзывы знакомых, которые окончили учебу. Конечно, следил и за несколькими популярными рейтингами. Сказать, что я всецело доверяю этой оценке, тоже нельзя. Если не удастся поступить в столичный вуз на бюджет, тогда уже буду выбирать из региональных, – признается дончанин Валерий.
А вот для Елены присутствие в рейтингах региональных вузов очень важно. «Я ориентируюсь на такого рода оценку. Ведь это говорит о качестве образования», – сказала будущая студентка. Хотя назвать критерии, по которым оценивают высшие школы, девушка не смогла.
Диплом имеет значение?
Сегодня немало говорится о том, что ценность высшего образования по крайней мере в Украине и других постсоветских странах падает. Наличие диплома, пусть даже самого престижного вуза, не гарантирует трудоустройства и в дальнейшем успешной карьеры.
По мнению известного грузинского реформатора, бизнесмена и мецената Кахи Бендукидзе, систему высшего образования ждут серьезные изменения.
– Система образования ХХІ века претерпевает самую глубокую революцию за всю историю своего существования. Сегодня образование – это интегрированная модель: вы живете, учитесь, сдаете экзамены, пишете научные работы в одном месте. Университеты – это сильно вертикально интегрированные компании. Но если посмотреть на любые вертикально интегрированные бизнесы, начинавшиеся несколько столетий назад, то большинство из них претерпели серьезные изменения. В высшем образовании этого не произошло. Потому что существует очень большой барьер для входа на данный рынок за счет силы бренда и госрегулирования. Государство мешает созданию новых независимых университетов во всем мире, – считает он.
Каха Бендукидзе уверен, что высшее образование со временем переместится в Интернет.
Университеты останутся в каком-то виде, поскольку не все можно изучить в режиме онлайн. Например, в вузах останутся лаборатории для проведения опытов или клиники. Однако в целом образование переместится в Интернет. Более того: на самом деле все это высшее образование – ерунда. Дипломы никому не нужны».
Каха Бендукидзе
Каха Бендукидзе
– Университеты останутся в каком-то виде, поскольку не все можно изучить в режиме онлайн. Например, в вузах останутся лаборатории для проведения опытов или клиники. Однако в целом образование переместится в Интернет. Более того: на самом деле все это высшее образование – ерунда. Дипломы никому не нужны. Вся эта дипломомания – результат последних ста или двух сотен лет. 700 лет назад студентам не давали диплом гособразца. Леонардо Да Винчи писал: «Я умею строить крепости, сооружать рвы, монтировать артиллерию, отливать пушки. Я могу также рисовать». И без всякого диплома. Я даже мечтаю о том, когда мы сможем просто учить людей, без корочки, – говорит реформатор.
А вот существующее госрегулирование сильно мешает учебным заведениям.
– Считаю, что образование – это бизнес, который очень сильно портит государственное вмешательство. Бесплатное образование – бич высшего образования. Есть люди, которым все равно – за деньги они будут учиться или нет. Это будущие Эйнштейны, они действительно хотят учиться и для них важен результат. Даже не диплом, а именно процесс изучения чего-то. Но это не массовый продукт. Для массового продукта отсутствие платы полностью убивает мотивацию. При этом должна быть система, когда самым талантливым и малообеспеченным предоставляется возможность учиться в кредит или с отсрочкой платежа. Почему не бесплатно? Потому что образование – это не подарок. Ты должен думать о том, какую работу найдешь потом и как погасишь кредит за образование, – рассказал Каха Бендукидзе.
Ни для кого не секрет, что вузы нередко выпускают специалистов, которые не востребованы на рынке труда. О переизбытке экономистов, юристов и нехватке инженеров говорится уже не первый год. Правда, на практике мало что делается, чтобы изменить ситуацию.
– Формальный подход на государственном уровне наносит большой урон для вузов. Университетам необходима большая автономия в вопросах набора студентов. А вот в том, что возник переизбыток экономистов, правоведов, бухгалтеров, ответственность лежит на частных вузах. Ведь, как правило, такие учебные заведения не занимаются подготовкой технических специалистов, для обучения которых необходимы хорошие лаборатории, соответствующее оснащение. Я убежден, что государство должно более серьезно отнестись к таким учебным заведениям и провести серьезные проверки, – считает Юрий Макогон.
По его мнению, сегодня надо максимально восстанавливать профтехобразование.
– Высшее образование для всех выпускников школ – это утопия. Во многих развитых странах такого нет. Большинство выпускников школ оканчивают колледжи, где получают профессию, а высшее образование – это прерогатива самых талантливых, – говорит Юрий Владимирович.
Возможность трудоустройства – вот главный критерий, по которому оценивают выпускники качество образования. Александр после окончания одного из региональных вузов уже год не может найти работу по своей специальности. «Я получил диплом по специальности экономист. Но без опыта работы устроиться не получается», – признается мужчина.
А вот Елена не стала по примеру своих одноклассников поступать в вуз после школы. Окончив техникум, женщина работает парикмахером в одном из салонов красоты областного центра. «Сегодня я зарабатывают от четырех до пыти тысяч гривен в месяц. И не жалею, что выбрала эту профессию. Хорошо, что любимая работа приносит и стабильный доход», – говорит женщина.
К сожалению, качество образования и престиж диплома не всегда конвертируются в более высокий уровень оплаты труда. Когда же существующее положение дел изменится, прогнозировать никто не берется.
Дмитрий ШИШКИН, Ира ПЕТРОВА