Время подумать о … внутреннем
В свое время металлурги первыми ощутили дыхание кризиса 2008-го. Сегодня они вновь заявляют о непростой ситуации в отрасли, вызванной снижением спроса на металл на внешнем рынке, и просят государство помочь в развитии внутреннего.
Варить некому?
В шахтерской столице собрались представители более 70 металлургических предприятий и профильных институтов Украины и России, чтобы принять участие в научно-технической конференции. На ней обсудили и ситуацию в ключевой для отечественной экономики отрасли.
По мнению начальника производственно-технического отдела ОП «Металлургпром» (Днепропетровск) Анатолия Козлова, сейчас на рынке потребления металла чувствуется серьезное напряжение.
– В объединении «Металлургпром», в состав которого входят и металлургические заводы, сейчас простаивают шесть доменных печей, семь конвертеров из 21, остановлены мартеновские печи по причине напряженной ситуации со сбытом металла. И пока что оживления не наблюдается, – отмечает Анатолий Козлов, – а если учесть разговоры о приближающемся мировом кризисе, то мы видим, что дилеры, которые должны заполнять склады, активности также не проявляют. Не исключено, что кому-то выгодно, чтобы финансово-экономические сложности вновь стали актуальны, так как при кризисах не только беднеют, но и богатеют.
Останавливают «лишние» мощности
Надо сказать, что помимо украинских металлургов трудности с реализацией испытывают и некоторые из их зарубежных коллег. Эксперты отмечают, что на мировом рынке стальной продукции продолжается кризис, и одна из причин его кроется в избыточном уровне производства. Особенно актуален он для Европы, где экономические проблемы достигли наибольшей остроты. Потому региональные меткомпании продолжают выводить из строя “лишние” мощности.
Дальше всех в этом направлении продвинулась корпорация «Arcelor Mittal», которая благодаря наличию более эффективных предприятий в других частях света может позволить себе закрытие европейских заводов. В последние дни руководство компании прояснило судьбу своего комбината в бельгийском Льеже, где недавно было принято решение не возобновлять работу доменной печи, остановленной в августе нынешнего года на ремонт. Как заявляют в «Arcelor Mittal», выплавка стали на этом предприятии, плановая мощность которого составляет 3,1 млн. тонн в год, будет полностью прекращена.
Об остановке части мощностей в Европе сообщил и российский Новолипецкий меткомбинат. Речь идет о прокатных заводах «La Louviere» и «Clebecq» в Бельгии, приобретенных россиянами у компании «Duferco» в июле текущего года.
Исключением является разве что иранская металлургия. Руководство компании «Mobarakeh Steel», крупнейшего производителя стали в стране, презентовало четырехлетнюю программу, направленную на расширение объемов выпуска на всех трех своих заводах – от 6,9 млн. тонн в год в настоящее время до 11 млн. тонн в 2015 году.
Дальше – меньше
В середине октября специалисты американской компании «World Steel Dynamics» (WSD) выступили с прогнозом, в котором предсказываются замедление темпов роста в мировой металлургической отрасли и снижение цен на стальную продукцию в ближайшие месяцы. Сообщается, что в четвертом квартале текущего года мировое производство стали возрастет только на 3,7% по сравнению с показателем аналогичного периода годичной давности (по данным за первые три квартала нынешнего года рост составил 8,5%). Кроме того специалисты WSD ожидают к концу года падения мировых цен на горячекатаные рулоны до 640 долларов за тонну FOB.
Украинские и российские экспортеры горячего проката несут потери из-за падения спроса на основных рынках — в Европе и на Ближнем Востоке. При этом украинские компании интенсивно предлагают горячий прокат в Индию, страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива по 665-680 долларов за тонну CFR. Толстолистовая сталь, спрос на которую несколько выше, тоже дешевеет, приближаясь к отметке 700 долларов за тонну FOB.
Непростые условия
Такое положение дел заставило металлургов снова вспомнить о отечественном потребителе. Как известно, 80 % украинского металла реализуется на внешнем рынке и только 20% – на внутреннем. Чтобы изменить это соотношение и найти хотя бы какой-то стимул для активизации потенциальных покупателей в Украине, в Днепропетровске намечено провести Ассоциацию работодателей и производителей металла, на которой будут рассматриваться вопросы по расширению внутреннего рынка.
Украинские металлурги в качестве примера приводят опыт своих российских коллег, 60 % продукции которых реализуется внутри страны. К слову, на время кризиса северный сосед приостановил импорт металла, чтобы поддержать своих производителей.
По словам первого заместителя генерального директора ПХО «Металлургпром» Александра Зражевского, с началом кризиса в мире падение производства составило до 7%, а в Украине – 30%. И причина такой разницы – в отсутствии внутреннего рынка. 20% от объема производства продукции, реализованной на внутреннем рынке, не могут служить буфером при резком падении цен и спроса на внешнем рынке. И к тому же металлурги Украины работают в более сложных сырьевых условиях, чем, скажем, зарубежные коллеги. Речь идет о том, что содержание железа в отечественной сырой руде составляет 30-40%, для сравнения: в России оно составляет 50 – 60%, в Австралии – 60-70%, в Южной Америке – 45-60%. Причем самое печальное в том, что украинские производители железорудного сырья за последние 20 лет не инвестировали в новые технологии ни копейки.
Наталья ПИЛИПЕНКО