Хронология событий
Трагедия произошла во вторник на заводе № 1, где ведется плановый капитальный ремонт. По причине разгерметизации трубопровода в 14.00 произошел выброс жидкого аммиака. Пять сотрудников цеха погибли, еще 22 госпитализированы с ожогами различной степени тяжести и отравлением. Для расследования причин аварии была создана специальная комиссия. Позже в больнице умер один из пострадавших.
В тот же день для участия в работе комиссии в Горловку прибыли вице-премьер-министр Юрий Бойко, министр экологии Олег Проскуряков, а также председатель Государственной службы горного надзора Александр Хохотва, председатель Донецкого областного совета Андрей Федорук, губернатор Андрей Шишацкий. Глава областного совета сказал, что семьям погибших и пострадавшим уже оказывается необходимая помощь со стороны местных, региональных властей и на государственном уровне: «Никто не останется один на один перед лицом трагедии».
На следующий день, после очередного заседания комиссии, на встрече с журналистами информацией о ходе работы поделились собственник холдинга OSTCHEM, в состав которого входит концерн «Стирол», Дмитрий Фирташ и губернатор области Андрей Шишацкий.
Причину аварии сможет назвать только специальная комиссия. Однако, по словам Дмитрия Фирташа, с точки зрения специалистов-химиков, в случившемся не просматривается человеческий фактор. Наиболее вероятно, что трагедия произошла из-за износа металла. По словам представителей концерна, данный участок проходил проверку в 2010 году, следующая проверка по регламенту должна была осуществляться в 2014 году. При этом толщина металла в тех точках, где брались замеры, соответствует нормам. В месте же прорыва замеры не проводились. Сейчас специалисты взяли пробы металла на анализ.
Специальной комиссии, расследующей причины горловской трагедии, предстоит ответить на много вопросов: почему руководство предприятия, по данным некоторых служб, несвоевременно известило об аварии; какие средства личной защиты дали бы шанс работникам выжить; какие меры контроля за состоянием амиакопроводов позволят избежать повторения трагедии.
Первые выводы
«Я благодарен коллективу предприятия, который, несмотря на чрезвычайность ситуации, сумел локализовать аварию и не допустить экологической и техногенной катастрофы», – отметил Дмитрий Фирташ. Он также сообщил, что помимо тех выплат, которые будут осуществлены пострадавшим из государственных фондов, ПАО «Концерн Стирол» выделит 5 млн. грн. для помощи семьям погибших. Размер помощи тем, кто сейчас проходит лечение, будет определять специальная комиссия.
Пострадавшие
По словам Андрея Шишацкого, пятеро пострадавших от выброса аммиака в Горловке уже переведены в больницу им. Калинина. Сейчас рассматривается вопрос о переводе еще 14 человек в больницу профзаболеваний. Там есть барокамеры и все необходимое для лечения.
Журналисту «Жизни» удалось пообщаться с одним из пациентов, который проходит лечение в отделении интенсивной терапии ДОКТМО.
Слесарь-ремонтник Игорь Баринов рассказал, что в момент аварии находился в компрессорной, в 10 метрах от эпицентра взрыва. «Я услышал хлопок, пошло аммиачное облако, все начали выбегать, противогаз надеть успел, но из-за высокой концентрации аммиака в воздухе средства защиты хватило на 1,5-2 минуты», – вспоминает пострадавший. По его словам, «скорая помощь» и спасатели прибыли вовремя.
Как рассказала газете «Жизнь» исполняющая обязанности заведующего отделением интенсивной терапии ДОКТМО Ольга Хмель, во вторник в больницу были доставлены пять пациентов с диагнозом «отравление аммиаком на производстве».
«Двое из них в тяжелом состоянии, трое – в состоянии средней степени тяжести. Пациентов обследовали в полном объеме, осмотрели узкие специалисты – ЛОР и окулист. Лечение проводится полноценное и абсолютно бесплатно. На этом фоне состояние больных стало улучшаться, их жизни ничего не угрожает», – сообщила Ольга Хмель.
Вопросы
Специальной комиссии, расследующей причины горловской трагедии, предстоит ответить на много вопросов. Среди них и озвученные уже несколькими ведомствами претензии к руководству предприятия о несвоевременном уведомлении о чрезвычайной ситуации. Остается открытым вопрос, какими средствами индивидуальной защиты должны быть оснащены работники вблизи аммиакопровода, если требуемый по инструкции противогаз «пробивает» при высокой концентрации аммиака за считанные секунды. Контроль состояния трубопроводов для транспортировки химических веществ, судя по всему, также потребует пересмотра, чтобы избежать повторения трагедии в дальнейшем.