Непогрешимая формула цены и столь любимые российским «Газпромом» контракты по принципу «бери или плати» все чаще перестают восприниматься европейской фемидой и партнерами российской компании в ЕС. Не успели отгреметь фанфары по поводу победы в арбитраже немецкой компании RWE, как к процессу подключились итальянцы и французы. Придет ли черед украинцев?
Российскому нефтегазовому монополисту придется понизить ценовую планку на газ для Франции. Это результат завершения переговоров о пересмотре контрактов французской GDF Suez с ОАО «Газпром» и Statoil ASA. О том, что достигнута финальная договоренность в этом вопросе, сообщил вице-президент французской компании Жан-Франсуа Сирелли. По его словам, GDF Suez получила «очень благоприятный исход» по принципиальному соглашению с «Газпромом».
Надо сказать, что это несомненно еще одна победа европейских компаний в борьбе за справедливую цену на газ в долгосрочной перспективе. Но это еще не конец. В ближайшее время ожидается завершение переговоров «Газпрома» с другими европейскими потребителями: итальянской Eni и Econgas. В Москве переговоры о корректировке цен поясняют истечением срока действия прежних ценовых договоренностей и обещали снижение цены не более чем на 7-10%.
Между тем еще в июне этого года немецкая компания RWE сообщила, что арбитражный суд Вены постановил вернуть ей часть платежей, а также скорректировал формулу, по которой рассчитывается закупочная цена газа.
«Газпром» будет возвращать средства в течение трех лет. А сумма вырисовывается немаленькая – около 1 млрд. евро…
Как заявил в начале июля замглавы российского газового холдинга Александр Медведев, «Газпром» в течение месяца, то есть в августе, внесет изменения в контракт с немецкой RWE по решению арбитража, скорректировавшего формулу цены газа.
«Газпром» должен будет выплатить немецкой компании ретроактивные платежи, рассчитанные с мая 2010 года до даты внесения изменений в контракт. RWE ранее заявляла, что размер возвращенных платежей составит около 1 млрд. евро. Со своей стороны, Медведев отметил, что сумма ретроактивных платежей будет вполовину меньше, чем «Газпром» резервировал на эти цели.
Из-за роста поставок сжиженного природного газа (СПГ) в Европу, а также развития площадок по торговле газом внутри Старого Света потребители газа получили пусть и не полную, но альтернативу поставкам трубопроводного газа из России, а также ценовой ориентир, формируемый на спотовом рынке. Тогда как контракты «Газпрома» составлены таким образом, что вне зависимости от уровня потребления газа клиенты должны оплачивать достаточно большой его объем. А в случае, если их потребление было небольшим, это приводит к тому, что они продают излишки на спотовом рынке. Из-за этого цена на нем, как правило, ниже контрактной.
– Исход французско-российских переговоров указывает на то, что негибкая ценовая политика «Газпрома» приводит к потере им части европейского рынка. Несмотря на это, «Газпром» упрямо продолжал свою традиционную ценовую стратегию максимализации прибыли с любого рынка, в том числе и европейского. Именно непонимание того, что рынок газа в Европе не тот, каким был два года назад, а рыночные условия меняются часто, в конце концов и привела «Газпром» к капитуляции перед традиционными европейскими партнерами, – отмечает директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар.
Однако в случае с Украиной ситуация усугубляется тем, что газ никогда не был между нашими странами чисто экономическим вопросом. Это всегда более политический аргумент, снять который с повестки дня Украина может, лишь прекратив балансировать между Европой и Россией. Другой вариант деактивировать его – развивать диверсификацию поставок газа помимо России. И если проект строительства СПГ-терминала так и остался пока в разряде международных казусов, то реэкспорт более дешевого газа из Европы, которая постепенно удешевляет его стоимость через суды и договоренности с «Газпромом», может стать существенным козырем в переговорах с российской стороной.