Подождите, все будет...
Вице-премьер-министр, министр инфраструктуры Украины Борис Колесников в интервью российской радиостанции «Эхо Москвы» рассказал о строительстве нового аэропорта, гостиницах, болельщиках, которые приедут на Евро-2012, и украинском гостеприимстве.
Дмитрий Медведев назвал Донецкий аэропорт ларьком. В преддверии Евро это довольно обидно вам слышать. Что с «ларьком» теперь делается?
Для радиостанции номер один я был бы поточнее. Дмитрий Медведев прочитал с Twitter'а, что кто-то из посетителей назвал аэропорт ларьком, старый аэропорт. Что значит «что делается»? Строится новый аэропорт, в декабре строительная часть будет закончена, оборудование установлено, и с последнего воскресенья марта будет новый, абсолютно новый аэропорт.
А старый «ларек» останется в качестве музея?
Для музея он молод, с 1974 года. Если бы это было историческое здание… Вот в Харькове, допустим, сделали VIP-терминалы, потому что сталинская постройка, еще дохрущевских архитектурных излишеств, его оставили. Старый аэропорт в Донецке исторической ценности не представляет, поэтому, очевидно, он будет со временем демонтирован.
Таких аэропортов по стране немало. Например, Борисполь попал в антирейтинг, в пятерку худших по сервису.
Пока не сданы новые терминалы, это еще высокое место.
Т.е. вы бы оценили хуже.
Да. Пока не сданы новые терминалы, я могу ответственно сказать (я был практически во всех крупных аэропортах мира), что в Украине до пуска новых терминалов не было ни одного аэропорта в западном понимании этого слова. К сожалению, эти слова можно отнести и к Russian Federation, т.е. к Российской Федерации. Давайте мы справимся сначала со своими проблемами, а потом будем критиковать наших друзей и соседей. Да, действительно, построено «Шереметьево-2» в 1979 году, западный порт. Знаете, у нас все со временем становится очень советским. Поэтому, к сожалению, персоналу, который занимался с 1979-го по 1985 год, не удалось удержать уровень, планку.
И вторая особенность. Нет опыта почему? Потому что закрытая страна, не было опыта международных перевозок, это сказалось практически на всех аэропортах, кроме «Шереметьева». Поэтому здесь отсутствие опыта. Как показали и Украина, и Россия, наши страны очень быстро учатся, поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее. Аэропорты будут хорошими.
Нам-то до Олимпиады времени побольше, чем вам до Евро-2012.
Но в Олимпиаде больше видов спорта. Если мы заговорили об аэропортах, четыре аэропорта. Из них Харьковский практически готов, заканчивается строительство взлетно-посадочной полосы. Донецкий терминал, Львовский, Киевский будут готовы к 20-25 декабря. Потом начнется инсталляция техники до обучения персонала. И уже с летнего расписания, которое принято в мире, с последнего воскресенья марта, все аэропорты будут работать.
Хорошо. Для тех, кто захочет добираться на Евро-2012 не самолетом, а, например, на автомобиле. Это актуально в том числе и для россиян. Что с дорогами, с пропускными пунктами, потому что дорога-то тяжелая и не близкая. Этот момент будет играть огромную роль для общего впечатления от чемпионата.
По оценке УЕФА, Украине нужно 30 лет для того, чтобы сделать дороги уровня Германии или Франции. Поэтому то, что президент и команда за полтора года успели сделать, они сделали. Т.е. дороги нормального качества и с западных, и с восточных границ в Украине есть. Указатели и вся «одежда» дорог – это март-май. Но построить хайвэи за полтора года в стране протяженностью… Конечно, это не так, как в России по протяженности, но полторы тысячи километров. Что такое дороги между принимающими городами? Это все равно что от Санкт-Петербурга до Ростова. Вот так от Львова до Донецка почти 1500 километров. Поэтому реально так быстро не получится. Но все дороги реконструированы, часть построена по-новому. Дорожное строительство будет продолжаться и после Евро. Что успели, то успели, скажем так.
А если говорить о пограничных пунктах: пропускная способность, вопрос по персоналу…
Мы с Польшей реализуем проект, поэтому с поляками, в первую очередь, мы договорились о том, что будет только один контроль – или с польской, или с украинской стороны, такой блиц. Мы с россиянами подписали аналогичное соглашение, сейчас проходят технические процедуры, и если вы прошли контроль на стороне России, в Украине вы уже не проходите, и наоборот. Это что связано с Евро.
По железной дороге тоже важная история.
По железной дороге важная история. Украина внутри будет связана не такими быстрыми, как «Сапсан», но, учитывая состояние наших дорог, модернизированными поездами, которые будут идти со скоростью 160-180 километров. Этот проект мы реализуем вместе с Hyundai. Он увяжет между собой Киев, Львов, Харьков и Донецк. Т.е. расстояние до Донецка пять с половиной часов, это самое большое расстояние. Между Киевом и Харьковом – 3 часа 30 минут. Здесь уже мы можем обогнать самолет. Если посчитать, сколько времени нужно, чтобы добраться до Борисполя и потом от аэропорта до центра Харькова… Дальше мы обсуждали с г-ном Левитиным вопрос Киев-Москва, такое полускоростное движение пока. В конце ноября будем встречаться, продолжать этот разговор. Вообще, мы обратились к российскому правительству с просьбой организовать хаб по типу международного на Ленинградском вокзале российской столицы, чтобы поезда Киев-Москва, Харьков-Москва, Донецк-Москва приходили не на Курский и Киевский, а именно на Ленинградский, и наши Hyundai мы состыкуем по расписанию с «Сапсанами», чтобы человек не терял времени и буквально в течение 30 минут сделал пересадку на Ленинградском вокзале, дальше до Питера-Хельсинки. Работа идет постоянно, но что касается именно Евро, то все города увязаны скоростными экспрессами.
Хорошо, все доехали, у всех есть билеты. Где жить? Мой родной любимый главный редактор столкнулся с проблемой в Донецке, это притом что еще никакого Евро-2012 нет. Но зато есть матч Лиги чемпионов. Играют в Донецке две замечательные команды. Мест нет. Даже если ты в пуле президента, не факт, что найдешь какую-нибудь кровать, чтобы поспать.
Донецк обязан иметь три с половиной тысячи гостиничных мест, которые регламентирует УЕФА, и он их будет иметь не позднее 15 мая следующего года. Что касается конкретно ситуации с «Зенитом», надо учитывать, что это совпало с форумом, с саммитом Украина-Россия. И на таких саммитах в лучших городах мира, как правило, тоже не очень. Это не в плане оправдания.
Просто звучит так.
Я был на полуфинальном матче Россия-Испания в Вене, где люди, которые входят не в десятку – в пятерку богатейших людей России, сидели вместе с нами в баре «Империала», лучшего отеля, и поселиться они не могли нигде ни за какие деньги. Вы не забывайте, что Вена – это все-таки мировой туристический центр. Донецк не туристический центр.
Вы, кстати, кого в большей степени ожидаете? Наверное, пятизвездочные отели будут востребованы, но скорее представителями УЕФА или сборными. А простой болельщик, ему-то нужны гостиницы в три звезды и чтобы команда играла.
Мы всех ожидаем с равной степенью уважения. Знаете, чем отличается наша страна и ваша страна от остальных стран, где туризм развит? Тем, что в Испании есть отдых от 20 евро в сутки до 20 тысяч евро в сутки. Такого нет ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в Киеве, ни во Львове, ни в Донецке. Но есть к чему стремиться. Поэтому мы ожидаем всех.
По количеству гостей, которые приедут на финальный матч, есть какие-то ожидания по цифрам?
Есть все расчеты УЕФА и все ожидания, основанные на вместимости стадиона, на котором пройдет матч. Сколько бы мы ни ожидали, есть регламентированные УЕФА 65-68 тысяч билетов, большинство из которых уже проданы самим УЕФА. Поэтому наши ожидания на этом обоснованы. А сколько просто гостей приедет? В общем-то, Украину посетят, по всем прогнозам, в том числе и футбольным, более миллиона человек, именно в этот период, за три недели.
Будут созданы какие-то спецусловия для российских болельщиков, чтобы им было проще с транспортом, с гостиницами, с билетами? Мы об организованных болельщиках сейчас говорим?
Мы говорим о всех болельщиках. Мы исходим из того, что одна и та же языковая среда, близость географическая позволяют нам предполагать, что российских болельщиков будет больше всего. Исходя только из географической близости и языковой среды, мы об этой группе говорим отдельно.
А если говорить о тех, кто не такой примерный и еще пока не позаботился о билетах, о гостинице. Вот приезжает человек, он очень хочет попасть, но у него не получается пройти на стадион. Что-то для этих людей будет? Какие-то большие экраны, где можно будет посмотреть.
Каждый город, где будут проходить игры, будет иметь огромные фан-зоны на десятки тысяч людей, где можно посмотреть футбол, поболеть с друзьями, это для тех, кто не попал на стадион. Такое уже было на матче с «Зенитом», когда число приехавших было явно выше возможностей «Донбасс Арены». По регламенту 5% Питер получил, т.е. 2600 билетов, больше невозможно просто. А болельщиков у «Зенита» намного больше, это понятно, намного больше болельщиков, которые могут пойти в Донецке на футбол. Поэтому там рядом, буквально через дорогу от «Донбасс Арены» находится «Олимпийский», 26-тысячный стадион, и там включили экран и вывели трансляцию. Но это, как говорится, форс-мажор. А к Евро будут созданы более подготовленные фан-зоны.
А болевые точки какие? Что вы отрабатываете в первую очередь? Вы боитесь российских болельщиков?
Мы никого не боимся. Это же гости. Вы хотите, чтобы мы боялись гостей? Да, есть отдельные категории болельщиков, которые учитываются Интерполом. Я не думаю, что нам нужно продолжать интервью в рамках сотрудничества с Интерполом и другими организациями. Это не более процента таких болельщиков, поэтому об этом даже не стоит говорить.