Если верить телевизору, то за последние годы государство окончательно повернулось лицом к незащищенным категориям украинцев, одарив тех пособиями, льготами и прочими благами. Взять, к примеру, граждан с ограниченными физическими возможностями, которым положены бесплатные автомобили, финансовая и медицинская поддержка, а также посторонний уход. Пусть до зарубежного уровня государственной помощи нам все еще, как с лестницей до Луны, но в теории – прогресс налицо. На практике же любое из перечисленных благ инвалидам или их родственникам приходится вырывать зубами у всевозможных социальных служб.
Стандартная процедура
Не так давно, во время очередного отпуска, мне удалось не только понаблюдать со стороны, но и поучаствовать в процедуре оформления пособия по уходу за инвалидом I группы. О том, кому и при каких условиях предоставляется эта льгота, написаны уже километры текста.
Списки необходимых документов, перечисление категорий и многое другое можно без проблем найти на правительственных, новостных и правовых интернет-ресурсах. Я же, на примере среднестатистической украинской семьи, расскажу, как процесс оформления пособия выглядит не на бумаге, а в реальной жизни.
Итак, речь пойдет о семействе, глава которого является инвалидом I группы. Его жена – работник медицинской сферы (имен и фамилий просили не называть). Состояние здоровья мужчины резко ухудшилось, причем настолько, что без посторонней помощи он не мог буквально ничего. Разумеется, жене под давлением обстоятельств, пришлось попрощаться с работой, а поскольку пенсия на горизонте еще даже не маячит, встал вопрос об оформлении соответствующего пособия. Тут важно понимать, что материальная сторона вопроса супругов не интересовала вовсе. А вот трудовой стаж, как одна из составляющих приобретения статуса человека, ухаживающего за тяжело больным родственником, – другое дело. Согласитесь, проработав всю сознательную жизнь, остаться на старости лет без пенсии – еще та перспектива.
Собрав волю в кулак, женщина вместе со мной (мало ли какая помощь потребуется?) направилась в управление труда и социальной защиты населения районного исполкома по месту жительства.
Украинцам с ограниченными физическими возможностями положены бесплатные автомобили, финансовая и медицинская поддержка, а также посторонний уход. На практике же любое из перечисленных благ инвалидам приходится вырывать зубами у социальных служб.
Выслушав посетительницу, молодая сотрудница управления объяснила, что в данном случае речь может идти о двух вариантах пособия, на 172 гривны или 13 гривен с копейками. При этом первое оформляется проще и быстрее, поэтому выбор пал именно на него. Всего-то и нужно было принести копии паспортов и идентификационных кодов обоих супругов, написать два заявления и получить справки от врачебно-консультационной комиссии о том, что один из супругов действительно нуждается в постороннем уходе, а второй – может предоставлять этот самый уход по состоянию здоровья.
Лишние телодвижения
Тут есть два забавных момента. Во-первых, инвалид I группы имеет на руках справку, выданную медико-социальной экспертной комиссией, где в графе о выводах относительно условий и характера труда черным по белому написано: «Нуждается в постоянном постороннем уходе». Зачем нужно что-то еще, понять невозможно.
Во-вторых, выяснилось, что гражданину, имеющему, к примеру, III группу инвалидности или если состояние его здоровья не отвечает требованиям, права ухаживать за больным родственником не предоставят. То есть сидеть у постели инвалида, бегать за лекарствами, готовить пищу и менять простыни ему никто не запрещает. Но даже этих смешных денег и трудового стажа человеку не видать, как собственных ушей.
«Когда я спросила у сотрудницы управления, зачем, вместо того, чтобы ухаживать за лежащим пластом супругом, я должна сидеть в очереди за бесполезной справкой, та ответила, что правила придумывает не она, а вопрос этот следует задавать органам законодательной власти», – сетует женщина.
Когда пакет документов был собран и передан по назначению, жена наконец получила возможность заняться здоровьем мужа. Но не тут-то было!
«Через пару недель мне позвонили из управления и попросили прийти. Отстояв очередь, я выяснила, что этот вариант пособия нам, оказывается, не положен, поскольку супруг является инвалидом труда и получает средства из Регрессного фонда. А ведь я говорила об этом сотруднице несколько раз. Уж не знаю, чем она слушала. В любом случае, почти все документы, кроме справок ВКК, пришлось собирать заново. Только список нужных справок существенно расширился», – рассказывает наша героиня.
Корзина справок
Указанный выше список пополнился справками из центра занятости, Пенсионного фонда и налоговой службы. Иными словами, государство, которое платит человеку жалкие 13 гривен в месяц, хочет убедиться, что тот не получает пенсию, пособие по безработице или (не дай бог!) не занимается предпринимательской деятельностью. Мало того, что женщине, муж которой пострадал на производстве, предлагается или оставить его без ухода, или жить в нищете, надеясь в будущем получать минимальную пенсию, ей запрещают официально работать даже на дому. Выходит, опекун вынужден жить за счет инвалида, пенсия которого тоже, мягко говоря, не крем-брюле?!
Сбор справок занял еще около двух недель. Все это время неспособный даже воды попить инвалид оставался без присмотра. Мне крайне интересно, почему в нашей насквозь компьютеризированной стране, где подключение к Интернету обходится дешевле, чем блок сигарет, а каждый государственный орган спешит сообщить о формировании очередной электронной базы данных «для удобства граждан», человек, которому нельзя и на шаг отходить от больного, вынужден метаться по городу в поисках справок? Где же ваша хваленая автоматизация, если один социальный орган, даже находясь в ста метрах от другого, не может запросить информацию в режиме онлайн?
Не нами заведено!
Когда все оформилось должным образом, сотрудница управления как бы невзначай сообщила, что примерно через полгода, в случае если совокупный доход семьи при расчете на каждого ее члена не дотянет до прожиточного минимума, последняя получит небольшую доплату.
«Но тут же выяснилось, что доплата нам не положена, поскольку в квартире прописан наш сын. Из спортивного интереса я объяснила девушке, что больному нужно много свободного пространства, а квартира у нас небольшая. Поэтому, начав работать, сын освободил комнату, перебравшись на съемную квартиру. Иными словами, львиная доля его заработной платы уходит на оплату жилья. Но моя собеседница снова повторила, что правила пишет не она. Хорошо, что эта доплата нам не нужна. Но как быть другим семьям?» – удивляется моя знакомая.
Дорогой законодатель! Не смыкая глаз, ты, посредством новых законов, заботишься о нашем здоровье, моральном облике и досуге. Нельзя ли попросить тебя уделить немного времени, дабы сделать жизнь людей немного проще? Все эти ремонты в коридорах власти, удобные диваны и красивые таблички на дверях, которыми так гордятся государевы слуги, не делают ожидание в бесконечных очередях более комфортным, общение с чиновниками – приятным, а законодательные акты – менее деревянными.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ