Снег как стихийное бедствие
Пожалуй, одним из ярких примеров может служить ежегодная война коммунальных служб со снегом. Осенью, по традиции, мэры городов браво отчитываются о том, что вся техника к зиме готова, посыпочного материала достаточно и в случае ухудшения погодных условий дороги расчистят, а тротуары не будут похожи на каток под открытым небом. Правда, к таким заверениям скептически относятся жители и небольших городов, и крупных мегаполисов. Потому как, наученные горьким опытом, знают, что любой снегопад традиционно превращается в катастрофу местного масштаба, с последствиями которой потом героически борются неделю, а то и две. И если автомобильные трассы более или менее убираются, то во дворах и на тротуарах дело обстоит гораздо сложнее. Пешеходы нередко вынуждены самостоятельно прокладывать себе дорогу через снежные сугробы. А горы снега вдоль дорог вообще редко убирают, очевидно, считая это делом затратным, поэтому и ждут, пока потеплеет и все само собой растает.
Звонков с жалобами на работу коммунальных служб в редакцию газеты «Жизнь» поступает немало. Причем обращаются не только жители спальных районов, но и те, кто живет в центральной части города Донецка.
– Ну это же форменное издевательство, – говорит пенсионерка Зоя Николаевна, обратившаяся с жалобой в понедельник. – В районе «Пожарки» ходить просто невозможно. Дорожки не расчищены, а для пожилого человека дойти до поликлиники – задача не из легких. Неужели в таком большом городе, как Донецк, хотя бы на центральных улицах не могут убрать снег и лед? Но зато мэр говорит, что работой служб доволен. Я как жительница Донецка не могу разделить его оптимизма.
В І квартале 2014 г. запланировано произвести обрезку 9435 деревьев. Конечно, не все из этих деревьев спилят, у некоторых просто обрежут засохшие ветки.
К слову, на критику горожан местные чиновники тоже научились не реагировать. Списывать все на экстремальные погодные условия и на то, что недовольные всегда найдутся. А потом отчитываться, что работой всех служб, принимавших участие в расчистке снега, они довольны, и даже награждать борцов со стихией.
Спилить, нельзя оставить
Обновление зеленых насаждений в Донецке также вызывает немало вопросов. Здесь тоже традиционно начинают к новому сезону готовиться заранее. По информации, озвученной главным управлением благоустройства и коммунального обслуживания Донецкого городского совета, уже сейчас ведется активная работа по обрезке аварийных и сухостойных деревьев. Хорошо, что установившаяся теплая погода помогает городским службам в борьбе со снегом и можно заняться и другими не менее важными вопросами.
В информации сообщается, что, согласно проведенному в осенний период 2013 г. коммунальными предприятиями зеленого строительства районов обследованию, на балансовых объектах зеленого хозяйства выявлено наличие более 1 тысячи аварийных и сухостойных деревьев. За период с декабря 2013 г. по январь 2014 г. специалистами КП зеленого строительства районов Донецка выполнена обрезка 940 деревьев.
На основании обследования составлены планы работ на І квартал 2014 г. по обрезке аварийных и сухостойных деревьев, в соответствии с которыми запланировано произвести обрезку 9435 деревьев.
Конечно, не все из этих деревьев спилят, у некоторых просто обрежут засохшие ветки. Хотя точной цифры, сколько зеленых насаждений пойдет под снос, нам выяснить не удалось.
– Если дерево признано аварийным, его, конечно же, снесут, – говорит заместитель начальника главного управления благоустройства и коммунального обслуживания Донецкого городского совета Александр Рейнгольд. – Точную цифру, сколько деревьев подлежат сносу, а где лишь спилят сухие ветки, сложно назвать.
Нет пока информации и о том, сколько же деревьев будет высажено в нынешнем году на городских улицах, во дворах, в скверах и парках. Все зависит от суммы средств, выделенных на эти работы.
– Высадка производится весной и осенью. Весной, как правило, высаживаются молодые деревья возрастом 2-3 лет с открытой корневой системой, а осенью – уже деревья старше пяти лет с комом, – продолжает Александр Юрьевич.
То, что обновлять зеленые насаждения необходимо, бесспорно. Но то, как это делается, нередко вызывает нарекания.
– Спилить – дело нехитрое, – отмечает дончанин Павел Степанович. – Только о горожанах мало кто заботится. Высаживают молодые деревца. Некоторые засыхают, но и те, что остаются, вряд ли способны в жаркую погоду укрыть от солнца. Посмотрите на проспект Ильича, что с ним сделали?! Деревья срубили, лавочек понаставили, а кто на них отдыхать будет, если там от солнца не спрячешься. А чтобы они выросли, еще лет 10-15 пройдет.
Дорогое удовольствие
Информацию о том, как приживаются новые деревья, получить непросто. В Донецке в каждом районе есть свое коммунальное предприятие, которое занимается озеленением. Но судя по статистике, полученной от руководителей таких предприятий в Ворошиловском и Куйбышевском районах, вроде все не так уж и плохо.
– У нас приживаемость порядка 96 %, – рассказывает директор КП «Зеленое строительство» Ворошиловского района Лариса Сергиенко. – В основном, берем великовозрастные деревья, которым по 10-15 лет. Это платаны, сосны, клены и другие. Стоимость зависит от многих факторов. Но деревья с комом, которые старше 5 лет, стоят от 350 гривен и выше. Цена хвойных доходит и до двух тысяч гривен.
Практически не высаживают деревьев в возрасте 2-3 лет и в Куйбышевском районе.
– В наших условиях сохранить такое дерево крайне сложно, – утверждает директор КП «Зеленое строительство» Куйбышевского района Ирина Сынах. – В нынешнем году планируем продолжить высадку каштанов по улице Куйбышева, тополей в микрорайоне Северный и многое другое. Но точно сказать сложно, ведь я не знаю, какое финансирование выделят на наш район.
Планы, конечно, планами, но очевидно, что взрослые деревья, которым больше 20 лет, никто сажать не будет. Оно и понятно, стоимость таких саженцев превышает 10 тысяч гривен. А деревья выше 12 метров стоят от 20 тысяч гривен и более. Да и питомники, которые готовы предоставить такие деревья, найти весьма проблематично. К примеру, с доставкой из Киевской области взрослый дуб обойдется приблизительно в 30 тысяч гривен, а еще нужно учесть стоимость посадки.
Очевидно, что в городском бюджете к таким тратам не готовы. Поэтому горожанам придется смириться с тем, что есть, и ждать, когда же деревья станут большими.
Ира ПЕТРОВА