Прежде всего, Владимир Путин отметил, что считает произошедшее в Украине “антиконституционным переворотом и вооруженным захватом власти”. По его мнению, Виктор Янукович по-прежнему является легитимным президентом страны, так как ни одно из конституционных способов, по которым он мог быть отстранен от власти, не был выполнен.
Кроме того, российский президент акцентировал внимание на невыполнении договоренностей, подписанных между властью, оппозицией и международными посредниками 21 февраля. Глава соседнего государства также заявил о том, что “после переворота – это фактически новое государство”, а это позволяет не признавать международные договоры, в частности, относительно территориальной целостности Украины (например, Будапештский меморандум).
Вместе с тем, указывая на частичную нелегитимность действующей украинской власти, Владимир Путин дал указание не прерывать с ними контактов и постараться “сохранить существующие торгово-экономические и гуманитарные связи”. Вот только эти связи приобрели очень своеобразный характер – отказывая Украине в скидке на газ и дальнейшем получении обещанного кредита, российский президент, тем не менее, пообещал, что может найти 6 миллиардов долларов для “экономической помощи Крыму”.
Что же касается животрепещущей темы введения в Украину российских войск, то, по словам Путина, “такой необходимости нет, но возможность такая есть”. Вместе с тем, он подтвердил факт обращения отстраненного президента Украины Виктора Януковича с просьбой об “использовании вооруженных сил Российской федерации для защиты жизни, свободы и здоровья граждан Украины”. В целом, российский президент неоднократно акцентировал внимание на “братских отношениях двух народов” и всячески приуменьшал роль России в обострении ситуации в нашей стране. Отвечая на вопросы журналистов относительно возможности вооруженного конфликта с Украиной, Владимир Путин заявил, что “российские и украинские военнослужащие будут на одной стороне баррикад” (по всей видимости, на другой стороне будут пресловутые “бандеровцы”, которых пока в восточных регионах никто не видел). Вместе с тем, он отказался признать выход российских военнослужащих за пределы своего базирования в Крыму, отметив, что “мы лишь усилили охрану своих военных объектов”, а вину за все остальные действия по блокировке украинских воинских частей, стратегических пунктов и административных зданий возложил на отряды “народной самообороны Крыма” (об обратном говорят журналистские видео, на которых бойцы называют себя российскими военнослужащими, посланными “для защиты Крыма”, но кто мы такие, чтобы не верить президенту Российской Федерации?).
Что же касается животрепещущей темы введения в Украину российских войск, то, по словам Путина, “такой необходимости нет, но возможность такая есть”...
Кроме вышеназванных вопросов, на пресс-конференции были затронуты и другие важные темы, касающиеся Украины. Так, например, российский президент коснулся ситуации с неподписанием Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. По его мнению, оно не отвечало “национальным интересам Украины”, так как “из 14 миллиардов долларов экспорта – 5 миллиардов направляется в Россию” и разница в технических стандартах России и Европы привела бы к разрыву экономических и кооперационных отношений, а это, в свою очередь, – к остановке предприятий и повышению безработицы.
Назвал он и возможные пути выхода Украины из сложившейся ситуации. Первым шагом на этом пути должно стать проведение досрочных президентских выборов, которые, с одной стороны, выразят поддержку народа тем или иным политическим лидерам, а с другой, – позволят построить четкую вертикаль власти. Вторым шагом должно стать проведение всеукраинского и местных референдумов, которые должны решить вопрос об изменении Конституции и системы властных полномочий, а также о статусе Автономной Республики Крым и других регионов.
В целом, анализируя эту пресс-конференцию, можно выделить несколько наиболее важных моментов. Во-первых, угроза военного вмешательства России в события в нашей стране уменьшилась, но пока еще не отпала. Во-вторых, в ближайшее время Россия будет ужесточать экономическую политику по отношению к нашему государству, что, впрочем, не исключает возможности финансовой и гуманитарной помощи его отдельным частям. В-третьих, Владимир Путин выступает за самоопределение граждан, что может включать в себя как поддержку законного референдума (например, о расширении прав АРК), так и скрытую поддержку отдельным сепаратистским устремлениям и их лидерам. С уверенностью можно сказать только одно – Россия свою позицию обозначила, теперь ход за украинской властью.
Алексей БАСАКИН